Структура продаж на рынке периферийных устройств

Владимир Миронос, ведущий эксперт ITResearch

Итоги первой половины года оказались весьма разочаровывающими для большинства участников рынка hardcopy. И в сегменте печатающих устройств, и в сегменте сканеров отмечено сокращение продаж по сравнению с первым полугодием 2012 г. Фактически произошел откат рынка на пару лет назад, а более слабое, чем в прошлом году, оживление спроса в третьем квартале не вызывает оптимизма и по поводу итогов 2013 г. в целом. Тем самым подтверждается наш вывод о переходе рынка в текущем году на стадию спада, сделанный при анализе результатов 2012 г. А за прошедшие полгода и положение в экономике, и особенно ситуация с неблагоприятными условиями для развития малого бизнеса в стране только ухудшились.

Конкретно для рынка hardcopy это обернулось снижением объема продаж принтеров и настольных МФУ до 1,73 млн шт. (на 8,4% относительно первого полугодия 2012 г.), а для обеих категорий сканеров (и планшетных, и документных) — двузначными темпами спада.

Печатающие устройства

Уже в нашей предыдущей публикации по российскому рынку hardcopy (рис. 1) была приведена диаграмма, свидетельствующая о постепенном насыщении спроса на принтеры и настольные МФУ.

Рис. 1 Объемы продаж принтеров и настольных МФУ в 2008 — 2012 гг. (в штуках).

Еще более наглядно изменение динамики и ближайшие перспективы рынка видны из диаграммы на рис. 2. Замедление темпов роста сменилось в конце 2012 г. падением продаж, которое ускорилось уже в текущем году.

Рис. 2. Динамика темпов роста продаж принтеров и настольных МФУ (в сравнении с аналогичными полугодиями предыдущего года).

Отрицательная динамика наблюдалась и в первом и во втором кварталах, причем, как и в прошлом году, снижение спроса на струйные устройства было гораздо заметнее, чем на лазерные.

В лазерном сегменте продолжалось перераспределение структуры продаж в пользу многофункциональных устройств. После небольшого спада в начале года, во втором квартале продажи настольных МФУ значительно возросли, и по сравнению с первым полугодием 2012 г. их было продано почти на 4% больше. Скорее всего, лазерные МФУ останутся «в плюсе» и по итогам всего года, однако им вряд ли удастся полностью скомпенсировать потери в сегменте принтеров, продажи которых продолжали снижаться. В первом полугодии лазерных принтеров было продано на 6% меньше, при этом в отличие от предыдущего периода падение наблюдалось не только в начальных скоростных категориях устройств, но также в подсегментах высокопроизводительных монохромных и цветных принтеров, которые еще недавно были точками роста лазерного рынка. Напротив, в последних двух категориях темпы роста продаж настольных МФУ были самыми высокими, и они продолжали вытеснять принтеры. В результате в целом по рынку лазерных устройств доля продаж МФУ возросла в первом полугодии до 55% в штуках. На смещение спроса в пользу МФУ продолжает влиять и постоянно действующий фактор снижения цен. В этот процесс вносят свой вклад как «регулярная» ценовая эрозия, т. е. устойчивое снижение цены на протяжении всего жизненного цикла моделей на рынке, так и ценовая политика вендоров при обновлении линеек. При замене старых моделей на новые, более производительные или функциональные, уровень цен во многих случаях сохраняется, а иногда прежний ценовой ориентир даже понижается. Последнее наиболее заметно проявилось именно в сегменте высокопроизводительных монохромных МФУ (рис. 3), средние цены на которые за год снизились более чем на 20%.

Рис. 3. Изменение средних цен в отдельных категориях лазерных МФУ, Q2’13/Q2’12).

В цветном сегменте итоги полугодия также не внушают особого оптимизма. Хотя суммарные продажи принтеров и настольных МФУ оказались больше, чем за первые шесть месяцев 2012 г., наступление цветных устройств на рабочие места в офисах явно выдыхается. Вместо двухзначных темпов роста, что в последние годы было одним из устойчивых рыночных трендов, количество проданных устройств увеличилось всего на 3% (на рис. 4 приведена динамика продаж цветных принтеров и настольных МФУ, за единицу принято количество устройств, проданных в первом полугодии 2010 г.).

Рис. 4. Динамика продаж цветных принтеров и настольных МФУ.

Продолжилось сокращение продаж цветных лазерных принтеров, впервые отмеченное в середине прошлого года, почти на 6% по сравнению с первым полугодием 2012 г. В сегменте цветных МФУ после нескольких лет бурного роста (на 40-50% в год) в первом полугодии 2013 г. темпы снизились до 17%, чего еле хватило для компенсации потерь на рынке цветных принтеров. Положение может несколько поправить конец года, однако, судя по менее активному, чем раньше, оживлению спроса в начале второго полугодия, показатели динамики продаж цветных устройств в целом за год вряд ли окажутся существенно лучше.

Основные структурные изменения в продажах цветных устройств, как и в монохромном сегменте, связаны с повышением востребованности скоростных моделей, причем здесь они были выражены гораздо заметнее. За последний год произошло существенное падение продаж моделей начального уровня (со скоростью цветной печати до 8 стр./мин), причем в принтерном сегменте их было продано почти вдвое меньше, чем годом раньше. Спад затронул и многофункциональные устройства начального уровня, хотя потери в этой категории были гораздо меньше, поскольку часть проданных МФУ пошли на замену персональных цветных принтеров. В результате в первом полугодии цветных устройств начального уровня в совокупности было продано на треть меньше, чем годом раньше. Поскольку на эти недорогие модели приходилась большая часть продаж в цветном сегменте, они и определили замедление его динамики. В то же время продажи более скоростных офисных устройств формата А4 практически удвоились, причем основной вклад внесли модели принтеров и настольных МФУ для небольших рабочих групп со скоростью цветной печати 12–20 стр./мин. Их рыночная доля за год возросла более чем вдвое и они заняли почти половину цветного сегмента в штучном выражении, становясь основным инструментом цветной печати в офисе. Среди причин такого перераспределения рынка не только реальное падение востребованности моделей с низкой скоростью цветной печати, но и продуктовая политика вендоров, сокращающих предложение в начальной категории и наращивающих старшую часть своих модельных линеек. Так, за последний год среди появившихся на рынке новинок были только однопроходные принтеры и настольные МФУ со скоростью цветной печати 14 стр./мин и выше. При этом производители делали их более привлекательными для потребителей как по характеристикам и функциональности, так и по цене. Именно в скоростной категории 12–20 стр./мин наблюдалось самое значительное падение цен в обоих классах устройств, за последний год в среднем на 25–30%. Быстрее, чем в целом по цветному сегменту, росли и продажи высокопроизводительных устройств формата А4 (свыше 20 стр./мин в цвете), особенно в категории настольных МФУ, где появилось больше новых моделей, а цена некоторых из них уже не так сильно отличается от стоимости принтеров аналогичной производительности.

О неблагополучном положении со спросом на массовом рынке печатающих устройств свидетельствуют показатели продаж в струйном сегменте. Наметившаяся в прошлом году тенденция к снижению количества продаваемых струйных принтеров и настольных МФУ заметно усилилась и в первой половине 2013 г. в обеих категориях устройств потери превысили 20%. Если начавшееся раньше падение спроса на однофункциональные принтеры компенсировалось ростом востребованности струйных МФУ, то, начиная с середины 2012 г., последние также стали терять своих покупателей, причем даже быстрее, чем принтеры. Всего за первое полугодие было продано 514 тыс. устройств, а объем рынка в деньгах составил около 69 млн долл.

В обоих классах струйников было продано существенно меньше устройств нижних ценовых диапазонов, особенно в самой массовой категории моделей стоимостью менее 100 долл. В то же время в старших ценовых диапазонах, где основную часть продуктов составляют фотопринтеры и фотоцентры для продвинутых пользователей и профессионалов цифровой фотографии, а также офисные модели, продажи по сравнению с прошлым годом выросли более чем в полтора раза.

Наиболее активно изменение структуры продаж струйников происходит в сегменте принтеров, что наглядно представлено на диаграмме (рис. 5). За последние два года доля моделей стоимостью от 200 до 300 долл. выросла почти в 10 раз и на них в первом полугодии пришлось свыше четверти всех проданных струйных принтеров. В то же время рыночная доля принтеров начального уровня, все предыдущие годы составлявшие большую часть продаж, сократилась до 40%. Аналогичные по характеру структурные изменения наблюдаются и в сегменте струйных МФУ, однако они начались несколько позже и пока выражены не так явно.

Рис. 5. Изменение структуры продаж струйных принтеров по ценовым сегментам (в штуках).

Появление на рынке новых моделей струйных принтеров и МФУ (в том числе и монохромных), ориентированных на бизнес-приложения, вызвало повышение интереса к ним со стороны офисных пользователей. В отличие от отрицательной динамики всего струйного сегмента продажи бизнес-моделей выросли за год в полтора раза. Однако пока это не привело к существенному росту их доли в парке печатающих устройств организаций. Несмотря на ряд преимуществ перед лазерниками (прежде всего это опция цвета и невысокая стоимость черно-белой печати), их продвижение на рабочие столы в офис идет довольно медленно, и они по-прежнему составляют лишь небольшой процент от установленной базы лазерных устройств. Существенный вклад в рост доли старших категорий струйников внесли устройства с увеличенным ресурсом печати и более низкой стоимостью вывода как документов, так и фотографий. Сохраняется и тенденция к увеличению продаж струйных принтеров и МФУ формата А3. По сравнению с первой половиной 2012 г. таких моделей было продано на 15% больше. Как и в прошлом году, смещение спроса в сторону более дорогих устройств вызвало повышение средневзвешенной цены струйников.

Здесь необходимо отметить, что изменения в структуре продаж оказали более сильное влияние на денежный объем рынка печатающих устройств, чем его количественное сокращение и интенсивная ценовая эрозия. Увеличение доли лазерных устройств, а в лазерном сегменте — более дорогих производительных и многофункциональных моделей привело к росту этого показателя в первом полугодии на 3% (до 406 млн долл.).

Сканеры

Как уже отмечалось в начале статьи, итоги первого полугодия оказались весьма неудовлетворительными не только для печатающих устройств, но и для рынка сканеров.

Падение спроса на планшетные сканеры, отмеченное во второй половине прошлого года, в первом полугодии 2013 г. заметно ускорилось, составив в годовом исчислении почти 19% как в натуральном, так и в денежном выражении. Следует отметить, что на глубину спада повлияли высокие показатели продаж первого полугодия 2012 г., значительную долю которых составили тендерные поставки планшетных устройств в корпоративный сектор. Тем не менее тенденция к сокращению объема массового рынка планшетных сканеров сохраняется, и регулярные продажи конечным потребителям через дилерский канал и розницу постепенно снижаются.

Всего за рассматриваемый период было продано 97 тыс. планшетников (впервые с 2001 г. за одно полугодие было продано менее 100 тыс. планшетных устройств), а денежный объем этого сегмента составил 12,5 млн долл. Спад наблюдался не только в категории сканеров начального уровня, где он носит хронический характер, но и в средних ценовых диапазонах устройств (от 100 до 500 долл.). В последних сосредоточены модели, используемые как для сканирования фотографий с хорошим качеством, так и для оцифровки документов. Именно на эти подсегменты в последнее время отмечалось смещение потребительского спроса со стороны и офисных и домашних пользователей. Старший подсегмент рынка планшетных сканеров (модели стоимостью свыше 500 долл.) оказался единственным, в котором в первом полугодии продажи возросли.

Немногим лучше, чем у планшетных устройств, обстояли дела в сегменте документ-сканеров. После длительного периода стабильного роста, выражаемого двухзначными числами, в первом полугодии 2013 г. этот рынок «просел» сразу на 12% в штуках и почти на 20% в деньгах. В отсутствие большого числа тендеров и крупных корпоративных поставок, внесших существенный вклад в высокие темпы развития сегмента документ-сканеров в прошлом году, продажи в текущем году определялись главным образом регулярным спросом потребителей в «рядовом» офисе. Всего за первые шесть месяцев было продано около 19 тыс. документ-сканеров на общую сумму 21,5 млн долл.

Если в сегменте планшетных сканеров признаки насыщения спроса проявлялись уже достаточно давно, и тенденция к снижению продаж (не без влияния настольных МФУ) является вполне закономерной, то востребованность документ-сканеров в условиях активного внедрения систем электронного документооборота объективно продолжает оставаться высокой. Поэтому основными причинами спада в этом сегменте рынка можно считать уменьшение закупок средними и крупными организациями и сокращение платежеспособного спроса со стороны небольших предприятий.

Частично ослабление спроса на документ-сканеры можно объяснить также растущей конкуренцией со стороны настольных МФУ, все чаще используемых для приложений оцифровки документов. За последнее время значительно выросло число моделей настольных МФУ, оснащенных быстродействующими сканирующими блоками и поставляемых с комплектом программ, обеспечивающих простоту и удобство операций сканирования, в том числе и сетевого, повышение качества получаемых изображений и последующую их обработку и интеграцию в информационные системы. Именно в начальном скоростном сегменте снижение продаж определило общий спад на рынке документ-сканеров в первом полугодии.

По сравнению с первым полугодием 2012 г. в рыночных позициях ведущих производителей существенных изменений не произошло. Сегмент планшетников по-прежнему контролируется тремя компаниями[1] — Canon, Epson и Hewlett-Packard (в алфавитном порядке), суммарная рыночная доля которых превышает 85% в штуках. Эти же вендоры, вместе с Avision и Fujitsu, входят и в пятерку лидеров рынка документ-сканеров. В подсегменте высокоскоростных потоковых сканеров (свыше 60 стр./мин) три четверти всех проданных устройств составили продукты Fujitsu, Panasonic и Xerox (в алфавитном порядке).



[1] Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.