Структура продаж на российском рынке информационных панелей

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

В текущем обзоре мы рассмотрим основные итоги первого полугодия на российском рынке LFD (Large Format Display), а также структурные сдвиги и ситуацию с ведущими производителями.

Основные итоги

Всего за первое полугодие 2013 г. в России было продано около 13,8 тыс. больших информационных панелей на внушительную сумму почти в 50 млн долл. Стоит отметить, что по сравнению с уровнями докризисного 2007 г. рынок вырос в 2,3 раза в натуральных показателях и в 2,17 раза в денежных (рис. 1 и 2). Это очень существенное изменение, и за исключением резкого провала в 2009 г. отрасль LFD однозначно находится на подъеме.

Рис. 1. Динамика российского рынка информационных панелей в натуральных показателях.

Рис. 2. Динамика российского рынка информационных панелей в денежных показателях.

Конечно же, темпы роста рынка за эти годы были далеко не стабильными (рис. 3). За «траурным» 2009 г. последовали фактически золотые для отрасли 2010-й и 2011-й года, когда темпы роста исчислялись сотнями процентов. И даже в 2012 г. отрасль выросла еще на 34 и 45% в штуках и деньгах соответственно. И только в 2013 г. темпы роста рынка резко замедлились, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли всего на несколько процентов как в натуральном, так и в денежном выражении. Да, это немного, но, учитывая падение в большинстве ИТ-отраслей, в том числе и на смежном рынке проекторов, это уже великое благо.

Рис. 3. Динамика годовых темпов роста на рынке LFD.

Сейчас продажи идут в рамках наших ожиданий на 2013 г., и это уже неплохо. Но прогноз на дальнейшее развитие ситуации давать крайне сложно. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация в мировой и российской экономике. Чаши весов могут качнуться как в ту, так и в другую сторону. К сожалению, на данный момент количество негативных индикаторов в российской экономике превалирует. Однако в последние несколько недель пошла информация от игроков рынка, что наконец-то бюджеты разморозились, начали реализовываться давно разрабатываемые проекты и есть еще надежда, что текущий год будет закончен достаточно хорошо.

Структурные изменения

До 2013 г. базовыми атрибутами информационных панелей для нас были технология (плазма или ЖК) и диагональ экрана. Однако технологический прогресс неудержим, и при многих преимуществах (яркость, время отклика, естественная картинка) плазменные экраны все последние годы планомерно сдавали свои позиции. Апологетом данной технологии являлась компания Panasonic, но ей единственной было просто невозможно удержать рынок в нужном для нее тренде. Кроме того, нужно помнить, что по сути фабрики для производства телевизионных и профессиональных панелей одни и те же, а при этом телевизионный рынок по объемам просто не сопоставим с продажами LFD. Все это привело к ускоренной переориентации на ЖК и вытеснению плазмы из большинства ниш.

Пока еще плазма вполне конкурентоспособна в сегменте самых больших панелей: по этой технологии изготавливаются аппараты с диагональю вплоть до 152 дюймов. Благодаря этому она еще формирует внушительные денежные потоки. Но, к сожалению, даже компания Panasonic недавно объявила, что отказывается от производства плазменных панелей.

Поэтому с начала текущего года мы перестали выделять панели, сделанные по различным технологиям. Вместо этого введена сегментация по другому признаку. Последнее время наблюдается настоящий бум интерактивных решений. Это касается как решений для Digital Signage, так и интерактивных досок на основе больших ЖК-панелей. В наступившем году их рыночная доля стала уже столь ощутимой (особенно в деньгах), что аналитическая компания ITResearch приняла решение в своем отчете по рынку информационных панелей добавить соответствующее разделение панелей на интерактивные и обычные.

Пока ключевым технологическим параметром для информационных панелей остается их диагональ. И естественно, структура рынка по диагоналям со временем претерпевает существенные изменения (рис. 4).

Рис. 4. Динамика диагональной структуры рынка LFD.

Если раньше почти две трети рынка формировалось 40-42-дюйм устройствами, то сейчас на их долю приходится уже меньше 40% (в штуках). Стоит отметить, что в первом квартале текущего года они даже отступали на второе место под давлением 46–47 дюйм аппаратов, но затем вернулись в лидеры.

Несколько лет назад в сегменте больших панелей доминировали 50-дюйм плазмы, сейчас же они фактически исчезли. Но на их место пришли 55-дюйм ЖК-панели, которые и продаются достаточно хорошо, и стоят немало. В результате, хотя в штуках это еще не самый основной сегмент, в деньгах он вышел на первое место.

Наблюдаемое падение доли самых больших аппаратов (с диагональю свыше 60 дюймов) на самом деле не означает ничего плохого. Тут как раз эффект слабой эластичности этого субсегмента, связанной с крайней ограниченностью количества ниш и заказчиков. Так что в абсолютном отношении субсегмент остался фактически при своих, но рынок в целом ушел далеко вперед. И ситуация в будущем пока видится такой же.

Рис. 5. Динамика индекса технологической концентрации.

Используемый нами индекс технологической концентрации (сумма квадратов долей различных диагональных сегментов) показывает относительную стабилизацию за последние пять лет (рис. 5). Это означает, что то разнообразие решений, которое сложилось к 2009 г., пока не увеличивается, но и не уменьшается. То есть структура спроса пока не претерпевает особых изменений (конечно, с поправкой на технический прогресс). Остаются востребованными как топовые, так и решения начального уровня, при этом то, что несколько лет назад было решением high-end, сейчас зачастую относится к самым массовым продуктам.

Фактически есть еще один индикатор, который также показывает стабильность структуры спроса, несмотря на существенные диагональные сдвиги. Средневзвешенная стоимость одной панели от года к году, конечно же, испытывает определенные флуктуации (рис. 6). Однако от года к году они редко превышают 10%, да и то чаще это бывает обусловлено наличием (или отсутствием) масштабных тендеров. Но в целом этот параметр достаточно стабилен, находясь около уровня 3600 долл. Серьезные отгрузки массовых решений (рис. 7) при их низкой цене и перманентной ценовой эрозии в целом компенсировались менее распространенными, но более дорогими сенсорными аппаратами, панелями с большой диагональю и бесшовными решениями. Но так будет не всегда.

Рис. 6. Динамика средневзвешенной стоимости информационных панелей (в долл.).

Рис. 7. Уровни снижения средневзвешенных цен в диагональных сегментах, 2007–20013 гг.

Если отвлечься от локальных и временных (надеемся) проблем в экономике, можно отметить один глобальный тренд, касающийся непосредственно самой массовой части рынка информационных панелей. Несмотря на то что для профессионального применения рекомендуются профессиональные же устройства, слишком часто заказчики для простых решений используют обычные бытовые телевизоры. В некоторых типовых массовых применениях (рестораны, гостиницы, переговорные...) они часто по функционалу практически не уступают LFD, приобрести их легче, а стоят они зачастую в разы меньше. А поскольку и работают они максимум по несколько часов в день, то производителям профессиональных устройств придется или идти на еще более существенное снижение стоимости начальных линеек, или уходить с массового рынка. Насколько мы знаем, некоторые вендоры уже поняли это и сворачивают выпуск «простых» линеек в своих товарных портфелях.

Еще одним достаточно важным технологическим аспектом выступает рабочее разрешение панелей. С этим параметром сейчас все ясно — отрасль почти полностью ушла в Full HD (1920×1080): если в 2007 г. таких аппаратов было всего 2,5% (рис. 8), то в текущем году — уже 83%. Остаток приходится на HD Ready (1336×768) — в основном на 32-дюйм аппаратах и на некоторых бесшовных устройствах, где большое разрешение отдельной панели как раз не критично.

Мы думаем, что уже к концу года доля Full HD-панелей достигнет 90%, потом, глядишь, приблизится и к 95%. Но затем неизбежно отступление. Уже сейчас на рынке начинают продаваться аппараты с разрешением 3840×2160 и 4096×2160: их еще называют 4К или Ultra HD, и тренд здесь будет очевидно растущий. Но все же это тема не ближайшего года.

Рис. 8. Изменение основных рабочих разрешений панелей.

Конкурентная среда

Особенностью российского рынка информационных панелей является его чрезвычайно высокая концентрация. На четырех лидеров[1] (LG, NEC, Panasonic, Samsung) в первой половине 2013 г. приходилось около 87% рынка в штуках — примерно столько же, что и годом ранее. При этом около половины всего рынка контролировала компания Samsung.

Однако рост популярности интерактивных решений приводит к росту количества новых игроков. Это же заставляет обращать внимание на те мелкие компании, которых мы видели и раньше, но вследствие малости бизнеса (в штуках) записывали в «прочие». Сейчас общее количество игроков, которых стоит принимать во внимание, достигло 15, и, видимо, это не предел.

Но большей частью это нишевые компании, в первую очередь ориентирующиеся на интерактивные приложения. Из новых игроков массового рынка стоит отметить разве что компанию ViewSonic, которая летом вышла на российский рынок LFD с полноценной линейкой аппаратов и начала реальные отгрузки.

Если построить динамику индекса интенсивности конкуренции (Герфиндаля), то видно, что с началом усиления компании Samsung, наблюдаемого примерно с 2010 г, он существенно вырос (рис. 9), сигнализируя о высокой монополизации рынка и уменьшении собственно самой интенсивности конкуренции. Однако в текущем году он чуточку снизился, что, в частности, связано с уже упомянутым появлением новых игроков. Пока мы не готовы прогнозировать дальнейшее уменьшение данного показателя, однако с развитием рынка он неизбежно должен снизиться до более естественных уровней.



[1] Перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.