Структура продаж на российском рынке ноутбуков

Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch

Первое полугодие на российском рынке компьютеров завершилось несколько неожиданно. По крайней мере для непосвященных. Рынок, традиционно показывавший исключительно положительную динамику, в том числе даже по итогам 2012 г., сильно просел.

За первое полугодие 2013 г. на российском рынке в общей сложности было реализовано 3090 тыс. ноутбуков, нетбуков и ультрабуков. Таким образом, рынок мобильных ПК сократился на 19,5% по отношению к аналогичному периоду 2012 г. И это первый в истории российского компьютерного рынка столь обширный и резкий провал сегмента, всегда развивавшегося крайне позитивно. Первопричина такой ситуации отчетливо просматривается на рис. 1.

Рис. 1. Динамика структуры рынка мобильных ПК.

Это резкий рост продаж планшетов (Tablet PC), которые отобрали значительную часть потребления традиционных компьютеров. С начала 2013 г. этот рынок по объемам продаж в натуральном выражении впервые обогнал сегмент мобильных ПК. Правды ради стоит отметить, что здесь мы учитывали все планшеты, хотя конкурентными для ноутбуков являются не все категории этих устройств. «Таблеток» же размером 9,7 дюймов и более пока продавалось все-таки меньше, чем ноутбуков. Но все равно вполне достаточно для того, чтобы на рынке ПК в целом заговорили о кризисе.

Компактные форм-факторы

Понятно, что первой жертвой планшетного давления стали нетбуки и прочие категории компактных мобильных ПК. Защитой рынка предполагалось (по крайней мере стратегами из Intel) сделать ультрабуки. С них развился целый сегмент ноутбуков, которые мы в целом называем ультрамобильными. Сегмент включает как собственно ультрабуки, т. е. устройства, соответствующие жестким предписаниям копании Intel для Ultrabook, так и более простые решения на той же процессорной базе; плюс устройства на базе близких по энергомощностным характеристикам процессоров от AMD. Собственно устройств Ultrabook™ (в среднем все же достаточно дорогих) среди ультрамобильных ПК примерно 35%, не более.

Сказать, что этот защитный барьер для традиционных ноутбуков сработал, как мы видим, нельзя. В целом, если говорить об общих объемах, максимум, на что его хватило — несколько сдемпфировать падение подсегментов компактных ноутбуков. Традиционные мини-ноутбуки, тонкие и легкие устройства просто массово перешли на компонентную базу для ультрабуков, поэтому чисто визуально это выглядит как процесс их каннибализации ультрамобильным сегментом. Но тут просто вопрос терминологии — ведь ультрабуки это, собственно, те самые компактные ноуты и есть, просто формально в новом обличье. Этого технологически-маркетингового хода хватило на то, чтобы падение тонких и легких устройств на компонентной базе x86 приостановилось и их доля в общем рынке мобильной вычислительной техники более-менее зафиксировалась. Нетбуки же было уже не спасти. Рынка здесь больше как такового нет.

Путь же ультрабуков как некоего самодостаточного сектора рынка начинается только сейчас. С распространением Windows 8 ультрабуки стали основной платформой для выпуска трансформерных устройств, гибридизирующих ноутбуки и планшеты. В рассматриваемый период движение в этом направлении только набирало силу, и о продажах и их долях в общем зачете говорить здесь, конечно, рано.

Полноразмерные устройства

Но главным сюрпризом для рынка стало резкое сокращение в этот период как раз полноразмерного сегмента, т. е. того, которому планшеты не могут являться прямым конкурентом. Ситуация в этом секторе — в любом случае основном среди всех компьютеров вообще просто по объемным показателям — оказалась совсем не лучше, чем в ультрапортативном. В годовом исчислении он сократился все на те же 19%. И вот здесь-то стало действительно понятно, что рынок компьютеров изменился до неузнаваемости, и на нем начинают действовать совершенно иные законы. То есть состоялся количественно-качественный переход.

Дело в том, что в самой основе царствования полноразмерных ноутбуков, в частности, в их постоянном давлении на десктопы в потребительском секторе имелась некоторая изначальная червоточина. Ведь 15-дюймовое, не говоря уже о 17-дюймовом устройстве нельзя назвать мобильным в полной мере. Это средство все же ограниченной мобильности. Так сказать, «дескноуты» (кстати, давным-давно существовал такой термин, в последствии неправедно забытый) не меняют важнейшего стимулятора рынка, который иногда именуют изменением качества жизни. Сам по себе большой ноутбук не способен принципиально изменить базовые сценарии использования компьютера — он остается просто более компактным устройством. И, кстати, еще большой вопрос, насколько более эргономичным, если подумать о сравнении, скажем, стандартной клавиатуры и мыши со встроенными средствами ноута. По основным характеристикам — тут и вовсе нужно признать их функционально-стоимостной проигрыш десктопу.

Планшеты и вправду меняют качество жизни. И потребитель почувствовал это довольно оперативно. Результат не заставил себя ждать. Парк домашних ПК — неважно уже, десктопы там или ноутбуки, перестал обновляться. Он к этому моменту и так уже был чрезвычайно основателен, а каких-то явных потребностей — скажем, требований современного ПО к начинке — ныне более не появляется. Инсталлированная база трех-пятилетней давности вполне «тянет» все, что может понадобиться подавляющему большинству консьюмеров по компьютерной части. Определенная инерция, конечно, есть у любого сегмента, тем более у столь объемного и прежде динамичного, как стандартные ноутбуки. Наконец, есть новые потребители, выходящие на рынок, как правило, из числа молодежи, и им, конечно, для работы и учебы нужен компьютер. Поэтому нельзя сказать, что рынок уж совсем остановился, он существует и будет существовать в дальнейшем, но ни о каких опережающих темпах роста тут больше говорить не приходится.

На внутренние технологические подсегменты в рамках всего сегмента полноразмерных ноутбуков ситуация влияет, естественно, неравномерно. На рис. 2. показана степень сокращения продаж по отношению к аналогичному периоду 2012 г. для трех типов стандартных ноутбуков (не ультрамобильных) с диагональю экрана 15 дюймов и более.

Рис. 2. Динамика различных технологических подклассов стандартных полноразмерных ноутбуков, (H1_2013/H1_2012).

Видно, что относительно неплохо чувствуют себя самые дешевые интегрированные устройства (Econom). Цены на них сегодня опустились до среднего уровня примерно 15 тыс. руб. Их активно берут нетребовательные покупатели, молодежь и организации. Простейший инструмент для работы и учебы — вот самое привычное и логичное место таких ПК в потребительском секторе. И этот рынок будет жить вечно за счет появления здесь новых потребителей, выходящих на рынок первых покупок.

С более продвинутыми конфигурациями дело обстоит хуже. Причем частично интерес к дорогим полноразмерным ноутбукам игрового и продвинуто-мультимедийного класса (Desk) все-таки сохраняется. Объемы их продаж тоже прилично сократились, но все-таки меньше среднерыночного. Наиболее же трудно приходится среднему сегменту универсальных ноутбуков (Middle). Самое печальное, что средний класс — это самый объемный подсегмент среди мобильных ПК в целом — основа рынка.

Вендоры

По итогам первого полугодия лидером рынка стала компания Acer. Также в пятерку вошли[1] Asus, Hewlett-Packard, Lenovo и Samsung. Эти компании в целом продали более 79% всех ноутбуков. По сравнению с прошлым годом данный показатель вырос, т. е. концентрация рынка продолжает увеличиваться.

Внутри лидирующей группы наибольший прирост доли показала компания Lenovo. А вот наибольшее сокращение — у Samsung. Мы бы не стали заострять на последнем факте особого внимания, если бы не некоторые особенности в структуре бизнеса этого корейского вендора, позволяющие считать этот момент весьма символичным в данной ситуации. Дело в том, что Samsung — один из лидеров как раз планшетного сегмента. Если не брать в расчет Apple, то Samsung на том рынке, однозначно, самая успешная фирма среди изначально компьютерных вендоров. И чувствуется, что текущая ситуация у нее — не локальные проблемы в ноутбучном бизнесе, но явное охлаждение интереса к самому по себе стагнирующему сегменту ПК.



[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.