Итоги российского рынка информационных панелей

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

После фееричного 2011 г. российский рынок информационных панелей, очевидно, решил взять паузу. Конечно, вендоры и в дальнейшем были бы не прочь расти на сотни процентов в год, однако ни их внутренняя инфраструктура, ни возможности пока еще относительно немногочисленных профессиональных партнеров не были способны поддержать такой рост. Кроме того, есть еще производственные факторы, возможности планирования, а также готовность держать значительные количества дорогой продукции на российских складах. «Под заказ» — оно как-то надежнее и безопаснее получается.

Но главное — в 2011 г. значительнейшие объемы обеспечил огромный (по меркам России) тендер, когда панели тысячами шли на оборудование филиальной сети крупнейшего банка. В ситуации, когда рынок еще относительно небольшой в натуральном выражении, и при этом строго проектно-ориентированный, подобные заказы его существенно перекашивают.

В начале прошлого года еще чувствовались положительные отголоски упомянутого тендера, но затем рынок резко сбавил обороты (рис. 1). Вплоть до четвертого квартала темпы роста рынка неуклонно падали, даже уходили в отрицательную зону (слава богу, неглубоко). В четвертом квартале наблюдался неплохой рост (20%), хотя в прежние времена он считался бы провалом. Скромный рост был обусловлен реализацией отложенных проектов, без которых было уже просто нельзя. Наступивший год также не показывает особого оптимизма — динамика пока фактически нулевая.

Рис. 1. Динамика темпов роста рынка информационных панелей (в годовом исчислении).

Но в целом российский рынок инфопанелей продолжает неплохо развиваться. Появляются новые технологические решения и развиваются новые интересные и емкие целевые рынки. Практически ушла «плазма», а сами панели перманентно растут в размерах. Но самое интересное — начали интенсивно расти интерактивные решения. И это приводит к появлению новых, ранее незаметных игроков.

Основные итоги и динамика рынка

В целом за 2012 г. в России было установлено 33,3 тыс. информационных панелей на сумму 125,5 млн долл. (в ценах для конечного потребителя). Это достаточно значительные цифры, а если учитывать еще и высокую маржинальность операций, то они делают данную отрасль одной из самых привлекательных, как для зарубежных производителей, так и для локальных интеграторов.

Если проанализировать динамику рынка панелей за последние пять лет (см. рис. 2), видно, что за это время объемы продаж в натуральном выражении практически утроились, несмотря на значительный провал, имевший место в 2009 г. В деньгах рост был еще более значительным (в 3,5 раза), что произошло за счет некоторого роста средневзвешенной стоимости устройств.

Рис. 2. Динамика российского рынка информационных панелей (2008 г. — 100%).

Рис. 3. Динамика темпов роста рынка инфопанелей (в годовом исчислении).

Однако динамика самих темпов роста рынка не выглядит столь оптимистичной (рис. 3). После кризисного провала в 2009 г. на протяжении двух лет темпы роста просто зашкаливали, особенно в 2011 г., когда рынок махом вырос в 2,5 раза. Кстати, именно после этого потрясающего роста мы, делая прогноз на 2012 г., остановились на ожиданиях «всего лишь» 45%-ного увеличения рынка. И вплоть до второго квартала 2012 г. это всем казалось сверхконсервативной оценкой, не имеющей оснований (исходя из потенциала рынка и анализа временных рядов). Но, к сожалению, мы в целом оказались правы, понижая прогноз, а итог оказался даже хуже ожиданий. В штуках рынок за 2012 г. вырос всего на 15,6%, а в деньгах — на 13%.

Вместе с тем мы остаемся оптимистами по отношению к долгосрочным перспективам российского рынка информационных панелей. Уже существующий спрос, латентный спрос, а также большая база установленного оборудования способны обеспечивать несколько десятков процентов роста каждый год. Однако этот рынок слишком зависит от государственных денег, а здесь все очень непросто. Есть очевидные проблемы с замедлением экономического роста, кроме того Олимпиада в Сочи будет оттягивать значительные средства.

На данный момент (начало 2013 г.) рынок инфопанелей показывает нулевые темпы роста. Но на фоне многих других ИТ-отраслей, где наблюдается резкое падение, это выглядит очень неплохо и показывает «силу рынка». Исходя из этого, наиболее реальным сценарием на 2013 г. до сих пор видится минимальный рост и выход рынка на уровень 35 тыс. панелей. К сожалению, ситуация в макроэкономике с каждым месяцем ухудшается, снижая вероятность исполнения данного сценария.

Примерно полгода назад мы оценивали в 20% вероятность реализации существенно более оптимистичного сценария, связанного с восстановлением настроений заказчиков, а также с рядом новых возможностей: например, с установкой в множестве баров и ресторанов панелей (под Олимпиаду). Но сейчас эта вероятность снизилась до ничтожно малой.

Следует отметить, что уже достаточно высокую (и постоянно растущую) вероятность имеет и остро негативный сценарий, вызванный возможным кризисом. Дело в том, что описываемый сегмент, при всем свое потенциале и силе крайне чувствителен к бюджетным деньгам. Их ограничение не означает немедленного схлопывания всех проектов, поскольку есть определенная инерционность, как показал первый квартал.

Динамика технологической структуры рынка

Наиболее значимым структурным сдвигом отрасли следует считать кардинальную смену базовой технологии, по которой изготовлены сами информационные панели (см. рис. 4). Еще несколько лет на рынке доминировала плазма, однако в 2012 г. от ее остались только «следовые» количества. Плазма (сейчас ее в значимых количества поставляет только Panasonic) окончательно стала нишевым решением: по этой технологии изготавливаются только самые большие панели (вплоть до 152 дюймов). Благодаря этому она еще формирует внушительные денежные потоки, и та же компания Panasonic, ускоренно формирующая конкурентную линейку ЖК-панелей, от плазмы пока еще не отказывается.

Рис. 4. Динамика структуры рынка инфопанелей по технологиям.

Среди других трендов внутри самой ЖК-технологии следует отметить усиление LED-подсветки, и уже очень недалеко то время, когда она вытеснит менее экологичную флуоресцентную подсветку.

Кроме того, из технологических трендов стоит отметить выход на реальный рынок ряда аппаратов с разрешением 3840×2160 и 4096×2160.

Рис. 5. Динамика доли устройств Full HD (в натуральном выражении).

Но все же пока до массового внедрения 4К-панелей довольно далеко. Остается только надеяться, что аппараты с таким разрешениям повторят абсолютный успех устройств Full HD (1980×1020), которые за несколько лет дошли до уровня контроля двух третей рынка (см. рис. 5). При этом рост их доли ограничен только 32-дюймовыми аппаратами и бесшовными устройствами, где вполне достаточно HD Ready (1366×768). Последнее связано с тем, что при слишком большом суммарным разрешением видеостены начинаются ненужные сложности с передачей и управлением видеосигнала.

Что же касается диагональной раскладки, то она претерпела значительные изменения (рис. 6). Если в 2008 г. около двух третей рынка занимали 40–42 дюйм аппараты, то в прошлом году их доля опустилась до 38%. На второе место в штуках (первое в деньгах) поднялись 46-дюйм устройства, которые стали мейнстримом. Продажи 50-дюйм устройств закономерно упали, поскольку они изготавливались на плазменных панелях. На их место пришли 55-дюйм ЖК-аппараты, которые, кстати, за прошлый год испытали впечатляющий рывок на 10%.

Рис. 6. Динамика диагональной структуры рынка инфопанелей (в штуках).

Диагональная структура рынка в целом последние годы выглядит более сбалансированной, что является следствием множества различных применений для инфопанелей. Если взять индекс технологической концентрации (сумма квадратов рыночных долей различных диагоналей), то видно (рис. 7), что после 2008 г. он существенно снизился и держится примерно на одном уровне. Это означает, что ни один из типоразмеров панелей не становится определяющим.

Рис. 7. Динамика индекса технологической концентрации.

Как было сказано выше, на рынке наблюдается долговременная тенденция к росту средневзвешенной стоимости устройств. Это действительно так (рис. 8), хотя тренд возможно уже переломлен. На повышение данного показателя играют диагональные сдвиги (в сторону больших аппаратов), так и рост популярности различных специализированных решений: видеостены, защищенные, интерактивные и т.д. На понижение — общий рост доступности технологий. Можем отметить, что наиболее эластичны к различным кризисам как раз массовые (а они как раз недорогие) решения. Поэтому падение средневзвешенной стоимости можно считать индикатором выхода рынка на массовые проекты.

Рис. 8. Динамика средневзвешенной стоимости инфопанелей (в долл.)

Одно из самых привлекательных свойств рынка панелей состоит в том, что здесь не происходит снижения средней стоимости устройств, как это бывает, например, на компьютерном рынке. Более того, временами наблюдается даже небольшой опережающий рост рынка в денежном выражении, который в первую очередь обусловливается ростом размера панелей, а также популярностью устройств с тонкими рамками для видеостен, которые обычно дороже стандартных аппаратов. В целом средний показатель для рынка держится примерно на уровне 3300 долл.

И наконец, стоит сказать, что последнее время наблюдается настоящий бум в сегменте интерактивных решений. Это как касается как решений для Digital Signage, так и интерактивных досок на основе больших ЖК-панелей. В наступившем году их рыночная доля стала уже столь значимой, что аналитическая компания ITResearch приняла решение в своем отчете по рынку информационных панелей добавить соответствующее разделение: на интерактивные и обычные панели.

Вендоры

Особенностью российского рынка информационных панелей является его чрезвычайно высокая концентрация. На четырех лидеров (LG, NEC, Panasonic, Samsung) в 2012 г. приходилось около 85% рынка в штуках и немногим меньше в деньгах. При этом около 50% всего рынка приходится на одну компанию — Samsung.

Но все же число участников продолжает расти. И в 2013 г. мы ожидаем достаточно ощутимого увеличения количества игроков. В первую очередь это связано с ростом популярности интерактивных решений.

Дело в том, что на серьезных проектах с лидерами бороться очень сложно, поскольку кроме них мало кому по силам поставить и установить в кратчайшие сроки требуемые сотни панелей. В сегменте особо качественных аппаратов добавляются еще и Mitsubishi и Sharp, чей бренд имидж, а также лидеры просто не дадут новичкам никаких шансов.

Однако touch-панели пока еще очень нишевой рынок, с очень дорогими устройствами. Здесь свои традиционные игроки, ранее просто пренебрежимо малые на фоне общего рынка. Но с ростом этой составляющей их доля также растет. А если взять денежный поток, так вообще получаются очень серьезные цифры. Поэтому они и выходят «из тени».

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.