Анализ тенденций российского рынка мониторов

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Анализируя текущее состояние российского рынка мониторов, поневоле вспоминается анекдот: «пессимист говорит — хуже уже быть не может; а оптимист — может, может!» Боюсь, сейчас мы именно такие «оптимисты», поскольку 2012 г. и уже прошедшие несколько месяцев года текущего совсем не располагают к радужным ожиданиям. В прошлом году только два месяца были с положительной динамикой (см. рис. 1), сейчас же динамика пока остро негативна. Но нам все же не хотелось быть таким вот «оптимистами». Посмотрим, как развивалась ситуация за последнее время, и что можно ожидать в грядущем.

Внутренние течения на рынке

Настольные ПК в первой половине 2012 г. были малодоступны вследствие дефицита винчестеров, вызванного известным наводнением в Таиланде, а значит, спрос на мониторы также был небольшим и уже «залитых» в канал объемов мониторов хватило на несколько месяцев. Кроме того, в течение года усилия всех дистрибьюторов были сосредоточены на ноутбуках: сначала успеть завезти побольше, затем продать оверстоки ноутубков. В результате десктопы (а с ними и мониторы) были «недоторгованы». Частично это было связано также и с тем, что продолжилась консолидация дистрибьюторов мониторов. «Фронт-маржа» (прямой доход от перепродажи) на мониторах уже давно «убита», и осталось всего несколько крупнейших игроков, готовых и способных работать ради «бэк-рибейтов» (выплаты от вендоров при достижении определенных результатов).

Рис. 1. Динамика российского рынка мониторов в 2012 г. Отношение продаж к аналогичному периоду предыдущего года.

Но к лету 2012 г. произошла значительная девальвация рубля. Вследствие этого локальное преимущество получали вендоры, отпускающие продукцию в рублях, а «долларовые» вендоры соответственно оказались под давлением. Это способствовало «рассасыванию» внутренних складов на всех звеньях канала, что создавало задел к росту рынка мониторов и выход хотя бы к нулевой динамике. Накапливался значительный отложенный спрос, и даже небольшое увеличение усилий участников рынка способно было привести к подъему продаж.

Но все же было и несколько стимулов к росту. Основным был провал в 2011-м и первой половине 2012 г. программы обновления огромнейшего установленного парка мониторов (а их только в организациях не меньше 22 млн штук), причем примерно половине из них сейчас уже около пяти лет или даже больше. (Это во многом было связано с решением крупнейших корпоративных клиентов в преддверье возможного кризиса притормозить капитальные затраты и сохранить еще вполне работоспособное оборудование.)

Во-вторых, вывод корпорацией Microsoft новой ОС Windows 8, что ранее всегда было значимым стимулом для обновления парка ПК. И, в-третьих, конечно же, взрыв продаж на рынке планшетов: под ударом оказались покупки в первую очередь ноутбуков, которые в ином случае все же частично заместили бы стационарные решения.

Все перечисленное заставляло нас ждать улучшения ситуации хотя бы в конце прошлого года и в году текущем! Но его пока нет, а уровни падения рынка существенно выше, чем в прошлом году. В чем же тогда дело?

Частично работают внутренние факторы (например, менее удачный старт Win 8, чем ожидалось), но идентичная картина, т. е. около 15-20% падения в последние несколько месяцев наблюдается во многих ИТ-отраслях, особенно корпоративно-ориентированных. Это позволяет утверждать, что данный обвал не специфичен (по отношению к мониторам), а во многом является общим местом, обусловленным макроэкономическими и политическими факторами. В ситуации падения промышленного производства, стагнации ВВП, выведения денег из экономики, возможного начала новой волны кризиса корпоративные заказчики, а также розничные покупатели не спешат осуществлять не самые критически важные покупки.

Основные итоги продаж

В целом за 2012 г. на российском рынке компьютерных мониторов было продано 5,07 млн аппаратов на сумму в 875 млн долл. В натуральном выражении рынок за год снизился на 8,8%, а в деньгах — на 14,4%. Снижение оказалось несколько выше нашего прогноза: мы ожидали 5,3 млн, но, как было сказано выше, уж слишком много различных и неожиданных факторов влияло на рынок.

Рис. 2. Динамика российского рынка мониторов в натуральном выражении (в тыс. штук).

Динамика за последние шесть лет показывает (см. рис. 2), что российский рынок мониторов после высшей точки своего развития в 2007 г. с началом кризиса рухнул, и так и не восстановился. 2010 г. в принципе показывал неплохие темпы коррекции вверх, но эта тенденция совсем не была поддержана даже неплохим 2011 г., не говоря уже о 2012-м, когда было полно всяких негативных факторов.

Очень показательно сопоставление темпов снижения рынка в натуральных и денежных показателях (см. рис. 3). В штуках рынок мониторов по сравнению с 2007 г. потерял почти 40%, совсем немного не достигнув уровней провала 2009 г. (В текущем году ему вполне по силам повторить этот «подвиг»). В деньгах картина еще более удручающая: текущий рынок составляет всего 40% от своего уровня в молодости. И это очень грустно, поскольку денежный пирог усох на 60%, а делить нужно по-прежнему на всех.

Рис. 3. Уровни снижения российского рынка мониторов по сравнению с 2007 годом.

С чем же связано такое различие в темпах падения? Очевидно, что со снижением средневзвешенной стоимости мониторов (см. рис. 4). Ранее, на протяжении примерно 10 лет, вплоть до 2008 г. этот параметр был удивительно стабильным, составляя 270 долл. (плюс/минус несколько долларов). Однако с кризисом (и падением спроса) совпали производственные факторы: ведущие производители матриц начали отгружать широкоформатные ЖК-панели по все более низким ценам, и сейчас средневзвешенная стоимость на рынке скатилась примерно на уровень 170 долл., — снижение более чем на треть.

Рис 4. Динамика средневзвешенной стоимости мониторов. В долл.

Что мы имеем в виду? Средневзвешенная стоимость в целом по рынку представляет собой довольно сложный показатель, учитывающий как средневзвешенную стоимость в отдельных технологических сегментах, так и их вклад в общие продажи. Если смотреть за динамикой цены отдельных классов мониторов (см. рис. 5), картина поражает еще больше. Минимальное сокращение цен составило 40% — это в «тендерных» сегментах 17- и 19-дюймовых «квадратных» мониторов. Массовые сегменты подешевели более чем на 50%, а самые большие мониторы — вообще на целых 70%. Но вследствие того, что вклад в рынок больших мониторов (а абсолютная цена у них все равно выше) постоянно растет, средневзвешенная стоимость в целом по рынку снижается далеко не такими темпами.

Рис. 5. Уровни снижения средневзвешенной стоимости мониторов в различных сегментах.

В целом сейчас на рынке нет доминирующих типоразмеров. Все более значительные объемы продаж обеспечиваются 23-дюймовыми и более аппаратами, на которые в прошлом году приходилось уже около 22% рынка. Но пока еще более значительные отгрузки показывали устройства с диагональю 18,5 дюймов (19 wide) и 21,6-дюймов (22 wide). Уже в текущем году ускорилось вымывание 18,5-дюймовых мониторов. Базовым мейнстримом стали аппараты диагональю 21,5 дюймов, пошел рост в больших диагоналях. И очевидно, что в текущем году на первое место выйдут аппараты с диагональю больше 23 дюймов, которые уже вошли в число мейнстрим-решений.

Эволюция, однако, не заканчивается, и на подходе к массовому сегменту 27-дюймовые аппараты, которых по итогам прошедшего года было пока всего 2%, но очевидно, что вскоре будет существенно больше. Затем дойдет и до 30-дюймовых устройств, но на этом рост, видимо, должен закончиться, поскольку такие мониторы уже тяжело согласуются с физической возможностью обычного человека, он просто не может охватить все рабочее поле одним взглядом.

К сожалению, очень малозаметно (даже для потребителей) прошел переход мониторов на светодиодную подсветку и практически не чувствуется массовое оснащение аппаратов PVA- и IPS-матрицами, которые раньше были признаками только топовых и профессиональных устройств.

В дальнейшем можно надеяться на развитие мониторов, способных работать автономно (концепция Smart), но в 2013 г. реальное влияние этой темы на рынок будет еще незначительным.

Вендоры

Для анализа уровня интенсивности конкуренции на рынке традиционно используется индекс Герфиндаля, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей игроков. На нашем рынке традиционным был уровень индекса на уровне 0,18, что было обусловлено высокой монополизацией рынка: триумвират Acer, LG и Samsung контролировал около 70% всех продаж. В разгар кризиса этот показатель еще взлетел, поскольку игроки второго и третьего эшелонов первое время пострадали сильнее лидеров.

В определенной мере общее снижение объемов рынка за год обусловлено уменьшением активности Samsung. Компания остается лидером рынка, однако ее продажи ощутимо снизились, в то время как многие конкуренты в целом за год остались «при своих». Очевидно, что Samsung, сосредоточившись на переходе в премиальный сегмент и на фоне борьбы за мобильный рынок, решила не продолжать прежнюю отчаянную борьбу за «старый» и малоперспективный сегмент.

LG уверенно выпала из разряда лидеров и планомерно скатывается вниз. Компания взяла ориентир на прибыльность и сосредоточилась на поставках мониторов с IPS-матрицей. Это обернулось существенной потерей доли рынка, и при этом бренд-имидж компании вряд ли позволит ей перехватить значимую часть более-менее состоятельных клиентов. Так что наш прогноз здесь очень пессимистичный.

Вплотную к лидерам подтянулась компания BenQ, и если по прошлому году у нее было 4 место, то сейчас она уверенно закрепилась среди лидеров, активно воюя с компанией Acer за второе место. Acer, конечно, так легко не сдастся, но на уменьшившемся рынке конкурировать ей становится достаточно непросто: просто негде становится развернуться.

Во втором эшелоне наилучшие позиции у Philips и ViewSonic. Компания NEC имеет существенно меньшие отгрузки в штуках, но, плотно работая с премиальным и профессиональным сегментом, пожалуй, единственная на рынке мониторов показывает ощутимую прибыльность.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.