Проекторы в интерактивных системах

Сергей Денисов,

эксперт ITResearch

С течением времени все больше и больше людей осваивают компьютеры и прочие информационные системы. Компьютеры очень унифицированы: любой человек (необязательно даже пользователь) вполне представляет его себе: системный блок с монитором (или ноутбук), клавиатура, мышь. Это образ наиболее распространенного офисного компьютера. Для решения специальных задач нужна иная периферия, которую можно комбинировать между собой. Одним из видов такой периферии являются сенсорные панели. Физически их можно использовать отдельно, но в основном их комбинируют со средством отображения, получая классические интерактивные системы.

Актуальность сенсорных дисплеев была заметно недооценена до массового появления сенсорных телефонов и планшетов. Как только люди привыкли работать с ними, а также с сенсорными банкоматами, информационными киосками, платежными терминалами, сразу стали понятны преимущества такого рода решений: интуитивная простота работы с незнакомым интерфейсом, произвольный и легко изменяемый набор управляющих элементов, отсутствие подвижных частей системы и устойчивость к воздействиям в целом. Таким образом, был обеспечен повышенный интерес к интерактивным технологиям, что создало почву для их активного использования и совершенствования. На сегодняшний день все больше производителей вовлекаются в рынок интерактивных решений разного применения.

По идее под интерактивными следует понимать вообще любые системы, с которыми пользователь может взаимодействовать, но, как правило, под ними подразумеваются системы, в которых пользователь может взаимодействовать непосредственно с выводимым изображением. Такого рода системы можно реализовать на базе ряда технологий, и подавляющее большинство реализаций содержит в себе две из них, работающие независимо: отображение информации и сенсорный ввод. О дисплейных технологиях мы знаем достаточно много, и они вряд ли нуждаются в дополнительном освещении. Сенсорные панели тоже бывают разные: резистивные, емкостные, акустические, оптические и т. д. Основные характеристики этих сенсоров — срок жизни, устойчивость к повреждениям и загрязнениям, количество распознаваемых одновременных касаний, необходимость использования специального маркера или указки, разрешающая способность сенсора, чувствительность, распознавание различных предметов (рука, «ластик», «ручки» различных цветов, «выделитель», «фломастер» и т. п.), скорость работы и пр.

Сенсорных систем на базе проекторов создается не так много, и особенно мало среди них таких, что не нуждаются в интерактивной доске, однако со временем их востребованность растет. В то же время интерактивное решение можно создать на базе любого проектора, просто используя его в паре с интерактивной доской. С такой целью предпочтительнее использовать проекторы с малым фокусным расстоянием объектива — они обеспечивают более удобную работу.

Панель или проекция?

Проекция плюс интерактивная доска — это не единственный и, пожалуй, даже не основной способ получить интерактивное изображение. Если сосредоточиться на средне- и крупноразмерных решениях, то наибольшей популярностью пользуются интерактивные панели — ЖК-экраны с установленным сенсором касаний. Они находят свое применение в терминалах оплаты, банкоматах, информационных киосках и прочих общественных применениях. Среднеразмерные панели, имеющие диагональ до 19–22 дюймов, так реализовать удобнее всего. Большое решение (условно — все, что больше 32 дюймов, а, как правило, — от 65-85 дюймов) на базе ЖК-панели обойдется пользователю заметно дороже комплекта из интерактивной доски и проектора, однако оно лишено некоторых минусов, свойственных проекционной системе. Пользователь не отбрасывает тень на экран, панель в эксплуатации требует меньше внимания, чем проектор (не надо заменять фильтры и лампы), изображение всегда четкое и очень яркое, оборудование менее требовательно к месту установки и проще в настройке. В то же время панели, как правило, не обладают столь же совершенным программным обеспечением, как и доски, что в этой сфере может оказаться критично.

Основной критерий выбора типа решения определяется, конечно, его применением. Ниже речь пойдет преимущественно об интерактивных мультимедиа-проекторах.

Наделить проектор интерактивным функционалом возможно, оснастив его встроенными инфракрасными датчиками, которые определяют положение указки или маркера, излучающего инфракрасный луч. Интерактивный проектор — это достаточно редкий прибор, однако не настолько редкий, чтобы при покупке испытывать трудности с его поиском. Главное преимущество интерактивного проектора перед предыдущими решениями — его относительная портативность: нет нужды носить панель или доску с проектором, а один проектор куда более удобен. Второе по важности преимущество — легкая масштабируемость интерактивного изображения: достаточно просто придвинуть или отодвинуть проектор от экрана, в то время как в других решениях положение поверхности строго фиксирована. Недостатки таких решений кроются, прежде всего, в интерактивных функциях.

Приобретенная интерактивность

На сегодня большинство основных производителей проекторов имеют в своем ассортименте интерактивные устройства. Как правило, их ассортимент у вендоров ограничен одной-двумя моделями, построенными на базе аналогичных проекторов без интерактивных функций, но бывают и исключения. Так, компания Epson предлагает к покупке четыре интерактивных проектора, различающихся, прежде всего, разрешением и яркостью.

Помимо изначально скомбинированных решений существует еще несколько вариантов обработки касаний пользователя. Это, прежде всего, так называемые интерактивные насадки, способные превратить любой проектор в интерактивный. Стоимость такой насадки в комплекте с проектором выше, чем стоимость предварительно оборудованного проектора, а само направление не настолько развито, чтобы иметь значительные конкурентные преимущества (наподобие уникальных технологий или качества программного обеспечения) перед другим оборудованием, но как вариант дооснащения ранее установленного решения интерактивными функциями — очень подходит. Подобные интерактивные приставки никак не связаны с проектором и являют собой отдельный рынок, расположенный на стыке всех интерактивных технологий, со своими лидерами и аутсайдерами. Некоторые производители проекторов выпускают в числе других продуктов и отдельные приставки для интерактивных проекторов, но не все. Также такие приставки выпускаются и производителями интерактивных досок и иногда — третьими компаниями.

Кроме того, есть возможность инсталлировать специальную интерактивную приставку на плоскопанельные решения. По своему позиционированию такие рамки находятся где-то между насадками для проекторов и недорогими панелями с предустановленными сенсорными экранами. В отличие от проекторных насадок не всякий интерактивный экран можно установить на панель, как правило — по чисто механическим причинам.

Точки роста

Наибольший объем продаж интерактивных решений на текущий момент идет в сферу образования. Основные закупки осуществляются посредством тендеров, основное закупаемое оборудование — комплекты интерактивных досок с проекторами. Емкость этого рынка достаточно высока, но он целиком зависит от госбюджета: будут выделены деньги — будет закуплено оборудование. Столица уже достаточно насыщена досками, и сейчас все более востребованной становится поддержка уже установленного оборудования. Основной упор в продвижении вендорам стоит прикладывать в направлении регионов, в частности, крупных городов-миллионников. Процесс закупок должен замедлиться: поток государственных денег на оснащение классов в 2013 г. заметно снизился.

Сфера образования по-прежнему является наиболее оживленным потребителем интерактивных проекторов, поскольку это наиболее дешевое и простое в установке и использовании решение, которое к тому же сложнее всего повредить. Они вполне могут занять серьезную часть этого рынка — по крайней мере, ту, в которой не требуется особенно широкий функционал, обычно присущий доскам.

Следующий по объему целевой рынок — это корпоративное оборудование, в частности, переговорные комнаты. Конкуренция на нем носит совершенно иной характер: основное различие в том, что применительно к корпоративному рынку соотношение «цена/качество» у последнего сильно сдвинуто в сторону качества. Здесь в ходу глубоко продуманные, хорошо оснащенные решения, предполагающие высокое качество исполнения и монтажа.

Предложение, продажи, перспективы

Если рассмотреть интерактивные решения в качестве отдельного рынка, то он находится на самых ранних стадиях своего жизненного цикла — становлении и начальном росте. Одной из основных особенностей этой стадии является большой разброс в функциональных возможностях предлагаемых товаров: участники рынка еще не определили свою специализацию, некоего образа стандартного продукта не существует, и каждый производитель стремится задать рынку тот вектор, который он считает наиболее правильным и способным принести максимальную прибыль. Такая ситуация в целом характерна для рынка сенсорных решений: на нем присутствует множество различных способов реализации функций, программное обеспечение имеет очень разные возможности. Разбирая каждое направление в отдельности (дисплеи, интерактивные доски, интерактивные проекторы), в каждом из их можно найти свои точки роста, свои общие функции и некие формальные характеристики, выступающие в роли сегментирующих показателей.

Говоря о проекторах, в роли сегментирующих показателей, помимо основных (яркости, разрешения) обязательно надо рассматривать и фокусное расстояние: чем ближе проектор к поверхности, тем удобнее с ним работать, и тем более квалифицированной установки он потребует. Все проекторы такого года выпускаются в ультракороткофокусном или как минимум короткофокусном исполнении. Таблица , в которой приводятся актуальные интерактивные проекторы, показывает, что таковых примерно поровну: условная граница, по которой можно отличить короткий фокус от ультракороткого, пролегает в районе проекционного отношения в 0,38. Даже максимальное значение в 0,68, впрочем, способно обеспечить достаточно комфортную работу: изображение шириной в 2 м можно получить с расстояния в 1,36 м. Среди интерактивных устройств, как и в целом по рынку, преобладают DLP-проекторы — их приблизительно 2/3 от товарного предложения в этой категории, все они имеют режим 3D. В отличие от более дешевых категорий тут ценовые различия между DLP- и LCD-проекторами относительно невелики. Средний интерактивный проектор стоит ориентировочно 2290 долл., разброс цен составляет от 1415 до 3959 долл.

На сегодняшний день в продаже есть интерактивные проекторы двух разрешений — XGA и WXGA. Рынок тут предоставляет некоторое поле для маневра — возможно появление как дешевых SVGA-проекторов (впрочем, на установке дешевой матрицы не сэкономишь настолько много, чтобы привлечь этим покупателя, а качество проецирования при этом заметно упадет), так и более дорогих, Full HD-разрешения, что звучит уже намного интересней. Поэтому основным сегментирующим показателем все же выступает степень проработанности софта.

Если коснуться уникальных конкурентных преимуществ, стоит упомянуть пару моделей проекторов Casio, построеннхы на Laser-LED-технологии, и проектор SMART LightRaise 60Wi, на сегодня единственный проектор, способный распознавать касания ладони.

Перспективы интерактивных проекторов

Рисунок. Доля продаж интерактивных проекторов от общего объема российского рынка проекторов.

Интерактивные проекторы представляют собой разумную недорогую замену интерактивным доскам: они не настолько совершенны, однако дают возможность с умеренными затратами приобщиться к интерактивному миру, и вдобавок имеют свои преимущества вроде большей мобильности. Проекторы этой категории появились на рынке достаточно давно, однако датой начала их устойчивого присутствия в канале можно считать 2010 г. Их доля в продажах мультимедиа-проекторов (см. рисунок) невысока (по состоянию на IV квартал 2012 г. она составляет 1% в натуральном выражении и 2,7% в деньгах), но растет она очень устойчиво. Продуктовое предложение этих устройств также растет, у покупателя уже присутствует определенный выбор. При сохранении внимания к направлению хотя бы на текущем уровне по итогам 2013 г. мы можем ожидать роста продаж в 50% и даже больше.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.