Векторы развития рынка информационных панелей

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch


Российский рынок информационных панелей развивается рекордно быстрыми темпами. По данным аналитической компании ITResearch, в 2011 г. рынок показал поразительные 150% роста, что значительно превысило наши самые оптимистичные прогнозы. И хотя в первом полугодии темпы роста замедлились до 35%, они все равно остаются одними из самых высоких на ИТ-рынке. Это позволило рынку инфопанелей стать действительно массовым: счет идет уже на десятки тысяч устройств с внушительной средневзвешенной стоимостью, превышающей 3 тыс. долл.

Но не меньшими темпами развиваются и потребности корпоративных заказчиков, что просто вынуждает производителей форсировать гонку технологий, причем по кардинально различным направлениям. Безвозвратно закончилось время, когда информационная панель априори была каким-то экстремальным решением. Зрелость и массовость рынка приводят к тому, что здесь уже выделились свои «малолитражки» и свои «внедорожники», а также «спорткары».

Попробуем пояснить данную мысль. Анализ структуры продаж, проводимый компанией ITResearch, показывает: помимо того, что рынок инфопанелей уже стал достаточно массовым, на нем произошло осязаемое и неизбежное расщепление на два базисных целевых рынка.


Инновации в бюджетных решениях

Первый из них — это потребители бюджетных решений. В количественном выражении таких большинство; в деньгах нет. Основные клиенты данной группы: торгующие организации, как правило, для задач Digital Signage; транспорт (информационное обеспечение, частично Digital Signage); коммерческие организации (в первую очередь банки). Специфика конкуренции здесь понятна: все определяет цена. Как тендеры, так и небольшие коммерческие закупки представляют собой малоотзывчивый рынок, где в ход идут самые дешевые панели из тех, что отвечают базовым требованиям проекта.

Основной спрос заказчиков сосредоточен на «одиночных» экранах с достаточным размером и гарантией непрерывной работы в обычных условиях. Это могут быть как «маленькие» 32- и 40-дюйм аппараты, так и набирающие разбег 46- и даже 55-дюйм панели. Качество изображения у них более чем приличное, все же остальное реализовано на минимально допустимом уровне.

Казалось бы очевидно, что все усилия разработчиков в данном субсегменте должны быть направлены строго на удешевление продукции, которая в технологическом отношении совсем не примечательна. Однако это не совсем так. Есть еще одна составляющая, а именно TCO (стоимость владения), которая применительно к информационным панелям чаще всего рассматривается только в разрезе начальной стоимости покупки. А зря!

Большой дисплей представляет собой устройство с немалым потреблением электроэнергии. Проведем приблизительные расчеты для определения масштаба бедствия: 200 Вт (средняя оценка), умножить на 24 часа, умножить на 365 дней, умножить на 3,44 руб. (средний тариф на электроэнергию для промышленных предприятий в Московской области). Получается около 16,5 руб. в день или 6 тыс. руб. на весь год. Это уже внушительные деньги: за 5-6 лет накапливается сумма, сопоставимая со стоимостью самой панели. То есть TCO удваивается!

Отсюда простая мораль: даже в самом экономичном классе необходимо бороться за снижение энергопотребления панелей. И именно здесь оно наиболее критично! Дело в том, что именно на таких устройствах в подавляющем числе случаев реализуют масштабные проекты с десятками, сотнями и даже тысячами панелей. Соответственно, даже небольшое повышение энергоэффективности панелей для заказчика оборачивается существенной экономией.К счастью, сейчас есть технологические возможности улучшить данные показатели, и они будут внедряться в отрасль все нарастающими темпами. Речь, естественно, в первую очередь идет о переходе на светодиодную (LED) подсветку, которая существенно экономнее флуоресцентной.


Стратегия 4Р

В маркетинговых критериях 4P (product, price, place, promotion) критериями успеха в массовом сегменте low-end являются вторая и третья составляющая: правильные цена и канал сбыта. Реально на российском рынке здесь играют только LG и Samsung, а также, с некоторой натяжкой, NEC. У остальных немногочисленных игроков хотя в линейке и встречаются устройства начального уровня, но в данный момент фактически у них нет возможности серьезно конкурировать на массовом рынке. Для того чтобы продавать много сейчас, нужно было инвестировать в рынок и партнеров еще несколько лет назад, чем активно занимались упомянутые компании.

Во втором сегменте можно объединить все приложения и решения, которые просто не могут быть реализованы с помощью стандартных панелей. Это чрезвычайно разношерстное «сборище», однако на данном этапе развития отрасли еще рано говорить, какую внутреннюю структуру оно приобретет. Но все станет ясно в течение буквально нескольких лет, по крайней мере на эту оптимистичную мысль нас наталкивают быстрые темпы развития технологий и потребностей заказчиков.

В отличие от первого сегмента здесь комбинация критериев успеха несколько иная. Канал сбыта, безусловно, должен оставаться и в данной комбинации, правда, на первый план выходит не его умение выигрывать тендеры, а техническая экспертиза. Впрочем, на российском рынке чаще всего это объединено в одних и тех же компаниях. Случается даже, что они усиливаются до такой степени, что оказываются в состоянии запускать собственный бренд (например, Polymedia с ее брендом Flame).

Но место цены (price) в этом перечне занимает продукт (product). Список возможных приложений столь обширен, что только считаное число технологических лидеров отрасли способно перекрыть его если не полностью, то хотя бы на три четверти. Кроме «обычных» затрат на R&D и производство существует еще и множество других, в том числе организационно-управленческих издержек, вследствие чего понятно, что для подавляющего большинства игроков просто не по силам распыляться сразу по всем направлениям. Приходится определять небольшое число направлений, приложение сил к которым способно дать наибольшую отдачу.

Тонкие и ультратонкие рамки панелей для видеостен придуманы уже достаточно давно и в принципе есть в арсенале почти всех производителей. Но наибольших успехов на этом поприще добились пока что NEC и Samsung, ну, и пожалуй, с недавних пор LG. Эти же компании также активнее всех внедряют LED-подсветку. На данный момент наличие такой подсветки автоматически означает, что дисплей относится к числу самых современных, но, повторяем, через несколько лет на данную технологию перейдет вся отрасль на 100%.


Топовые модели

Еще одним важным трендом являются «топовые» модели, аккумулирующие в себе максимум новейших технологий и предназначенные для самых требовательных заказчиков. Данное направление бизнеса, в частности, критически важно для компании NEC, которая старается придерживаться стратегии технологического лидерства и вследствие этого делает ставку именно на устройства класса high-end. В результате на рынок выходят и пользуются спросом экстремальные модели. Такие например, как P-серия NEC с «полным фаршем»: особо высококачественным изображением; с особо яркой подсветкой дисплея; герметичной конструкцией, что препятствует проникновению пыли и загрязнений внутрь дисплея и продлевает ему жизнь; защитными стеклами и сенсорными экранами; датчиками автоматической регулировки яркости подсветки; возможностью круглосуточной работы; удаленным администрированием и контент-менеджментом. Все это стоит немалых денег, но находятся заказчики, не готовые ни к каким компромиссам, требуя только самого лучшего.

Естественно, такой «вкусный кусок» не может быть отдан одной компании, и все ведущие игроки стремятся выводить сопоставимые решения. В наибольшей степени преуспела в этом, естественно, компания Samsung, которая пытается доминировать буквально в каждом субсегменте, где она играет (а играет она почти во всех). Свои решения такого класса также активно продвигают Panasonic, LG, Sharp и Mitsubishi.

Стоит отметить также, что все активнее информационные панели оснащаются медиа-плеерами, что частично роднит их с телевизорами. Однако это вполне профессиональные решения, проигрывающие все возможные форматы изображения и позволяющие выполнять публикацию разнородного контента по единому расписанию для всех панелей комплексного решения.

На вышеперечисленные направления приходится подавляющая часть продаж в сегменте «продвинутых» панелей. То есть это реальный рынок, где в принципе уже все ясно, основные решения уже разработаны, и сейчас речь идет об эволюционном развитии продуктов, расширении канала и о дальнейшей популяризации специализированных решений. Однако помимо этого сейчас проходит апробацию целый ряд новаций, которые также могут стать (а могут и не стать) важнейшими составляющими рынка.


Что ждет нас завтра

Один из интересных трендов — прозрачные дисплеи, которые уже начинают быть доступными на рынке. Правда, пока это решения для встраивания в киоски, витрины, и т. д., но со временем, глядишь, появятся и индивидуальные самостоятельные решения, напоминающие таковые в фильме «Аватар». Кстати, помимо таких интегрируемых прозрачных дисплеев достаточно активно для тех же целей продвигаются и обычные бескорпусные панели.

Безусловно, важнейшим из перспективных приложений видится возможность демонстрации стереоизображения. Однако на данный момент 3D без специальных очков хотя и существует, но пока еще не на достаточно развитом уровне. Как только технологические проблемы будут решены, можно ждать значительного всплеска продаж. Но рискнем предположить, что ранее 2015 г. ожидать чего-то уже реально «рыночного» не приходится.

Реальным же рынком (по крайней мере за рубежом) является сегмент outdoor-решений и рекламных тумб в торговых комплексах. У нас пока что это чаще всего бумажные носители, но очень скоро на их смену также придут высокотехнологичные визуальные решения. Тут достаточно важно отметить, что ранее упомянутые выше вендоры поставляли для них только свои панели или комплекты (kits) для встраивания в уличные боксы сторонних производителей, которые уже самостоятельно решали вопросы вандалоустойчивости и внутреннего кондиционирования. Но вот в августе текущего года компания Samsung, например, вывела на наш рынок уже второе поколение законченного (All in One) outdoor-решения, причем по достаточно гуманной цене, что позволяет рассчитывать на коммерческий успех.

Ну, и наконец, это интерактивные решения, и сразу двух кардинально различающихся типов. С одним из них производители вторгаются в сферу интерактивных досок, предлагая сопоставимое по функционалу оборудование, но обладающее при этом рядом преимуществ, как то: гибкость, неприхотливость, яркость, легкость в обслуживании. Это очень большой потенциальный рынок и как только сами панели еще немного подешевеют, связке проектор + интерактивная доска придется серьезно потесниться.

Кроме того, определенные перспективы есть и у интерактивных столов. На сегодняшний день это уже не «сэмплы», а реально продающиеся изделия для переговорных, демо-залов, музеев и т. д.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.