Читатели нашего журнала уже, видимо, привыкли, что ежегодно во втором номере публикуются подробные данные о продуктах — бестселлерах российского ИТ-рынка. Мы не изменяем традициям и очередной раз публикуем список бестселлеров, в этот раз — в 15 сегментах ИТ-рынка.

Понятие «бестселлер» мы трактуем так, как буквально переводится английское слово bestseller, — наиболее продаваемый продукт. Это достаточно четко определяет нацеленность нашего издания на объективную аналитику ИT-рынка.

Действительно, в основе аналитических отчетов компании ITResearch, на которых традиционно базируется этот материал, лежит информация о реальных объемах продаж конкретных моделей ИT- продукции. Именно по этому принципу мы всегда определяем бестселлеры прошедшего года. В нынешнем году к проекту подключилась еще одна аналитическая компания — SmartMarketing, что позволило расширить число анализируемых сегментов рынка.

Компьютеры

Ноутбуки

По итогам 2011 г. самым продаваемым ноутбуком на российском рынке стала модель Asus K53S на платформе Intel Sandy Bridge. Как и бестселлеры всех последних лет это 15″ -дюйм шасси, имеющее широкий спектр возможных комплектаций от среднего до мультимедийного уровня — универсальный домашний ноутбук. На второй позиции -«одноклассник» от Acer — Aspire 5750G. А на третьей — снова модель из той же линейки Asus— K52J, но предыдущего поколения, хорошо продававшаяся в первую половину года. Эти же модели автоматически являются и лидерами лидирующего по объемам — 15-дюйм сегмента.

Нетбуки

Сегмент нетбуков, который продолжает сжиматься под натиском планшетов, все еще показывает заметные продажи, позволяющие определить реально популярные у покупателей модели.

Абсолютным бестселлером здесь стала модель Acer Aspire One D257, за ней следуют два устройства от Samsung — N150 и NC110. Причем NC 150 — это прошлогодний лидер в данном классе, что, с одной стороны, говорит о достоинствах этой модели, а с другой — о некой стагнации товарного предложения, что, впрочем, характерно для сжимающихся рынков.

Планшеты

На молодом рынке планшетных ПК вопрос с моделью-бестселлером является достаточно очевидным: естественно, эту позицию по итогам 2011 г. с огромным перевесом заняла модель Apple iPad2. Любопытно, что наиболее успешно в России продавалась самая «навороченная» версия устройства, с 64 Гбайт памяти и с 3G.

Моноблоки

Достаточно быстро прогрессирующий сегмент компьютеров — моноблоков — уже дозрел по объемам продаж до возможности статистически корректного определения бестселлеров. Здесь уже второй год повторяется любопытная ситуация. Лидером рынка по общим объемам продаж оказывается Acer. Однако в лидирующую тройку ее модели не попадают — модельный ряд у тайваньского вендора широк, и на каждую конкретную позицию приходится меньшие объемы, чем на более концентрированные предложения конкурентов. В результате в лидерах в этот раз широко представлены моноблоки от компании Apple, имеющей концентрированную линейку. На первом месте с большим отрывом — iMac с диагональю 21 дюйм, на третьем — iMac 27 дюймов.

Устройства hardcopy

Принтеры

В принтерном сегменте абсолютным бестселлером рынка в прошедшем году (как и в предыдущем) стала лазерная монохромная модель HP LaserJet P1102 . На второе место вышла модель персонального принтера Canon i-Sensys LBP6000, также лазерного. Третью позицию занял лазерный принтер для рабочих групп HP LaserJet P2055.

Среди цветных лазерных принтеров лидировал HP Color LaserJet Pro CP1025. Второе и третье места заняли Color LaserJet Pro CP1525 и Samsung CLP-320 соответственно.

Настольные МФУ

В сегменте монохромных лазерных МФУ обновились все три первых позиции. В общем зачете (и, соответственно, в лидирующем на рынке лазерном подсегменте) на высшую ступень пьедестала почета поднялась модель HP LaserJet Pro M1132. Второе место завоевало устройство Samsung SCX-3200, а третье — Canon i-Sensys MF4410.

Среди цветных МФУ наибольшим спросом пользовались те же модели, что и годом раньше, но в обратном порядке: наибольшие объемы продаж у Samsung CLX 3185, несколько отстала от него модель HP Color LaserJet CM1312 .

В подсегменте струйных МФУ наилучшим спросом пользовались те же две модели, что и в 2010 г., но также в другом порядке.

Расходные материалы

В 2011 г. рынок расходных материалов претерпел относительно мало изменений относительно предыдущего года. Среди оригинальных картриджей (лазерных и струйных) бестселлером вновь стала продукция компании HP, а именно — струйный черный картридж HP CH561HE.

В сегменте струйных оригинальных картриджей лидирующую позицию также, естественно, заняла модель HP CH561HE, оттеснившая прошлогоднего лидера (HP C9351AE) на второе место. Лидером продаж в сегменте лазерных оригинальных картриджей стала модель HP CE285A, также переместившая прошлогоднего лидера на второе место.

Сканеры

Несмотря на увеличение объемов продаж документ-сканеров, в абсолютных цифрах по-прежнему доминируют традиционные планшетные модели. Вместе с тем эти устройства имеют разное рыночное позиционирование, что обусловливает необходимость разделения сегментов и их бестселлеров соответственно.

Планшетные сканеры. Здесь абсолютным бестселлером в 2011 г. стала модель Canon CanoScan LiDE 110. Второе/третье места поделили сканеры Epson Perfection V33 и HP ScanJet G2410.

Документные-сканеры. В этом классе уже несколько лет лидирует пара моделей Fujitsu, которые иногда меняются местами. В 2011 г. абсолютным бестселлером стала модель Fujitsu fi-6130, а второе место заняла модель Fujitsu fi-6230.

Средства визуализации

Мониторы

Второй год подряд на рынке ЖК-мониторов лидирует модель Samsung E1920NR. За 2011 г. было продано четверть миллиона таких устройств, что составило около 4,5% всего рынка — достойный результат для рынка с более чем 500 продающимися моделями. Отрыв от ближайшего преследователя в лице Acer V173DOB (она же — наиболее популярный 17-дюйм монитор) — в два раза.

В самом многочисленном и самом консьюмерском сегменте — Full HD-мониторах всех диагоналей — лидирует Samsung B2230N, это достаточно простая 21,5-дюйм модель с аналоговым входом и не-светодиодной подсветкой.

Проекторы

В 2011 г. самым массовым устройством стал проектор Acer X110P — простое SVGA-устройство для нетребовательных пользователей и ценой порядка 13 тыс. руб. На втором месте модель Hitachi CP-X2514N. Интересно, что сам производитель, по данным ITResearch, в рейтинге вендоров находится только на седьмом месте. Причина проста, данная модель чисто тендерная, она практически отсутствует в свободной продаже. А роль образовательных тендеров на рынке проекторов общеизвестна.

Наиболее продаваемая модель компании BenQ, победившей в прошлогоднем конкурсе, находится на третьем месте. На этот раз это BenQ MS500.

Информационные панели

На рынке инфопанелей «в цене» далеко не самые дешевые модели. Среди лидеров можно выделить две наиболее успешные модели одного производителя: Samsung 460UT — абсолютный бестселлер и очень близкая к ней по объемам продаж модель Samsung 400DX. Первая из них — панель со сверхтонкими рамками. Из недорогих моделей популярен дисплей M3204C производства компании LG.

В сегменте больших панелей традиционно сильна Panasonic, и ее 103-дюйм панель TH-103PF12 вполне заслуженно называется нами бестселлером этого сегмента.

Мобильные гаджеты

Смартфоны

Несмотря на то что самыми обсуждаемыми смартфонами практически всегда являются iPhone, а также топовые модели HTC и Samsung, реальной популярностью у российских покупателей пользуются модели попроще и подешевле. Настоящим бестселлером, по данным компании SmartMarketing, как в целом, так и среди бюджетных моделей, является Symbian-смартфон Nokia 5228, который вот уже третий год подряд пользуется наибольшей популярностью на рынке. На втором месте — Nokia 5230, являющаяся улучшенной версией модели 5228 с поддержкой спутниковой GPS-навигации, 3G-сетей и других функций. Третью позицию занимает Samsung S5250 Wave 525 на мобильной платформе Samsung bada.

Ридеры

Абсолютный бестселлер на рынке ридеров — модель PocketBook Pro 602, экран которой выполнен по технологии E-Ink. Эта же модель, естественно, заняла первое место и в подсегменте устройств для чтения электронных книг по технологии экрана E-Ink.

На второй и третьей ступенях пьедестала почета — модели PocketBook Pro 612 (фактически то же самое, что и 602, но с сенсорным дисплеем) и PocketBook 360 Plus.

Что касается моделей с цветными TFT-дисплеями, то здесь на первом месте опять же PocketBook IQ 701 (на базе Android), на втором и третьем — Wexler 7001 и Ritmix RBK-470 соответственно.

Навигаторы

Самым популярным навигатором на российском рынке, по данным компании SmartMarketing, стала 5-дюйм модель Prestigio GeoVision 5250, — обычный 5-дюйм навигатор без поддержки «пробок» и с экраном стандартного разрешения. На втором месте — Explay PN-930, также 5-дюйм, с поддержкой Bluetooth. «Бронза» досталась компактной модели Prology iMap-400M с 4,3-дюйм дисплеем.

ИБП

На рынке ИБП в 2011 г. среди бестселлеров наблюдалось практически полное повторение раскладки сил. Абсолютным бестселлером на рынке ИБП снова (теперь уже шестой год подряд!) стала модель off-line АРС Back-UPS CS 500 Russian (BK500-RS), второе место также заняла ИБП от APC — модель BE525 RS, относящаяся к классу line-interactive AS и в 2010 г. занимавшая идентичное место. На третьем месте, как и годом ранее, модель производства Ippon из линейки Back Power Pro, также относящаяся к субсегменту line-interactive AS. Однако теперь самой продаваемой моделью стало устройство мощностью не 500, а 600 ВА — Back Power Pro 600.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.