Структура продаж на российском рынке ИБП

Российский рынок ИБП провел 2011 г. в хорошем стиле и с отличными результатами. И хотя с большой точностью исполнился только лишь наш осторожный, а не оптимистичный прогноз (+20% в деньгах и +10% в штуках), эти итоги рынок однозначно может записать себе в актив. При сложившейся во второй половине года макроэкономической ситуации все могло быть намного хуже. Однако рынок ИБП «вытащила» одна новая тема, которая наконец-то начала приносить осязаемую финансовую отдачу.

Влияние внешних факторов

После масштабного кризиса 2008-2009 гг., в 2010-м в стране наблюдалось мощное коррекционное движение вверх, которое к концу года во многом выдохлось. 2011-й в этом отношении был намного более «обыкновенным»: экономика продолжала восходящее движение к прежним уровням, но в большей степени уже влияли текущие проблемы и задачи.

Первая половина 2011 г. на рынке ИБП прошла на откровенно «мажорной» ноте. Несмотря на то что в первые два месяца года у ряда вендоров наблюдались серьезные трудности и фактически полное отсутствие предзаказов, уже в марте на рынке началось оживление: продажи и инсталляции ИБП пошли просто отлично, превосходя наши ожидания. В штуках продажи за год увеличились на 12%, а в деньгах — на целых 26%.

Однако в результате макроэкономической ситуации и ряда природных катаклизм во втором полугодии 2011 г. рынок стал несколько «остывать». Темпы роста натуральных показателей снизились до 10%, а денежных — до 18,7%. Но и это было совсем неплохо, показывая, что российский рынок ИБП очень сильный, и серьезный спрос (как отложенный, так и новый) способен переломить все негативные внешние факторы.

Лучший год

Итогом сложных процессов, проходивших в прошлом году на российском рынке ИБП, стали отличные результаты продаж. Всего было продано 2,33 млн устройств на сумму почти 519 млн долл. В годовом исчислении рынок вырос на 11% в штуках и 21% деньгах, что намного лучше, чем у большинства других зрелых ИТ-отраслей.

Но еще интереснее посмотреть на эти показатели в более длительной ретроспективе. Вплоть до кризиса российский рынок ИБП устойчиво рос на протяжении многих лет. Пик был в 2007 г., а динамику неплохого 2008 г. уже подкосил кризис. Так вот, в 2007 г. было продано чуть более 3 млн ИБП, что более чем на 23% превышает показатели 2011 г. Плохо? В целом да. По натуральному показателю восходящий тренд российского рынка ИБП сломался окончательно, и мы не ждем когда-либо превышения отметки в 2,5 млн аппаратов, что обусловлено планомерным вытеснением десктопов мобильными ПК.

Однако если посмотреть на динамику денежных показателей, то все намного радужней (рис. 1). В 2011 г. российский рынок ИБП уверенно преодолел все докризисные показатели, и уровень 2007 г. был превышен уже на 8,4%. Таким образом, следует отдельно отметить, что по деньгам 2011 г. был самым лучшим годом на российском рынке с момента его образования. И будем очень надеяться, что наступивший 2012-й будет еще лучше: мы ожидаем нулевые темпы роста штучных показателей и 10% роста денежных показателей. Это довольно консервативный сценарий и мы очень рассчитываем, что он будет превышен.

Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке ИБП (в деньгах, млн долл.).

В целом следует отметить, что превышение динамики денежных показателей над штучными является устойчивым трендом российского рынка ИБП (рис. 2). Если не считать провала 2009 г, когда рынок падал широким фронтом вне зависимости от типа и технологии устройств, все предыдущие годы выручка росла опережающими темпами. В основе данного явления были и есть фундаментальные факторы, связанные с «утяжелением» рынка, т. е. смещением приоритетов заказчиков от массовых индивидуальных устройств к серьезным решениям, способным защищать группу устройств и даже всю инфраструктуру объекта.

Рис. 2. Динамика темпов роста натуральных и денежных показателей на рынке ИБП.

В результате такого «дисбаланса» происходит резкое увеличение средневзвешенной стоимости ИБП (рис. 3). В течение нескольких лет данный показатель вырос с 159 до 222 долл., т. е. показал почти 40%-ный рост! Это чрезвычайно сильное ценовое движение, которое, кстати, идет в противофазе с остальным ИТ-оборудованием, преимущественно дешевеющим. Примечательно, что даже в 2009 г., когда рынок ИБП летел вниз, и одним из способов удержать данное падение было снижение цен, даже оно не смогло переломить тренд. В целом это очень положительный фактор для участников рынка, поскольку рост данного показателя традиционно означает увеличение прибыльности операций. Тем более что помимо продаж «железа» опережающими темпами растет оборот от намного более высокомаржевых сегментов сервиса и услуг. Все это повышает привлекательность российского рынка ИБП, что в конечном итоге выражается в появлении новых игроков.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП (долл.).

Технологические сдвиги

Рынок ЦОДов пока находится на взлете, причем наблюдается рост строительства как корпоративных, так и коммерческих комплексов. А это означает рост спроса на трехфазное оборудование широкого спектра мощностей, начиная с 10 кВА и до самых мощных систем. И поскольку данный сегмент пока еще не так уж велик, даже единичный крупный проект может оказать заметное влияние на рынок. В результате доля сегмента источников с мощностью свыше 10 кВА, которые преимущественно трехфазные, за несколько лет выросла с 20 до 30% (в деньгах), т. е. увеличилась практически на половину (рис. 4). Можно с уверенностью предполагать, что по итогам текущего года вклад этого сегмента составит уже треть российского рынка ИБП, и это далеко не предел. Даже если в обозримом будущем мода на ЦОДы пройдет, спрос на инфраструктурные ИБП продолжит рост: ведь наша жизнь все больше зависит от электрической инфраструктуры и высокотехнологического оборудования, которое в обязательном порядке нуждается в защите, что и будет, соответственно, увеличивать этот спрос.

Рис. 4. Динамика структуры российского ринка ИБП (в деньгах).

Однофазные ИБП стоит разбить на две группы. В одну попадают самые легкие и дешевые резервные устройства и интерактивные аппараты с аппроксимированной синусоидой. У них сходные потребительские характеристики, цены и позиционирование: для защиты одиночной нагрузки (чаще всего — десктопа). Вклад этого сегмента закономерно сокращается, хотя и не такими темпами, как соотношение стационарных и мобильных ПК. Для объяснения этого феномена можно выдвинуть гипотезу, что популярность ИБП в целом растет, и это выражается в увеличении коэффициента связи ПК/ИБП. Будем надеяться, что этот тренд не схлопнется, что позволит массовой составляющей рынка ИБП и дальше развиваться, или если и снижаться, то по крайней мере медленно.

Сегмент, состоящий из интерактивных устройств с чистой синусоидой и однофазных ИБП малой и средней мощности, имеет практически полностью корпоративную направленность. Исключение составляют только интерактивные аппараты некоторых вендоров, поддерживающих самый низкий ценник, которые потихоньку проникают уже даже в домашний сегмент, но пока динамика здесь еще не очевидна. В целом данный сегмент находится под некоторым давлением, поскольку консолидация вычислительных мощностей, как было сказано выше, приводит к спросу на трехфазные аппараты. Вместе с тем, поскольку здесь много стоечных и модульных аппаратов, востребованность которых растет, можно ожидать, что существенного падения мы не увидим. Треть рынка они, по идее, должны удержать.

Производители

Российский рынок ИБП очень насыщен, но при этом, конечно, не является закрытым для входа новых игроков. Периодически на нем появляются новые компании, а некоторым даже удается занять достойные места, и даже в лидирующей группе (примером может служить компания Delta Electronics). Однако чем дальше, тем барьеры по входу становятся выше, причем их «высота» различна в разных рыночных сегментах.

В массовом сегменте очень важны канал сбыта и бренд-имидж. Крупный розничный оператор, компания DNS, обладая множеством собственных магазинов, посчитала, что ПОРА!, и это проявилось в ее активности в 2011 г. по выведению собственных private label на рынок. Не миновала сия участь и рынок ИБП: устройства DNS появились в продаже и показали достаточно ощутимые объемы продаж. Возможно, примером для нее был успех Ippon от Merlion, но в целом у них все же есть некоторые различия.

В 2011 г. мы отмечали также появление бренда FSP (лидера рынков блоков питания) в том же самом массовом сегменте ИБП. У FSP меньше «козырей» (розница у DNS, канал у Merlion), но она сама — достаточно сильный международный вендор, а значит, сама определяет цены и сама может выбирать дистрибьюторов. Сейчас многое зависит от нацеленности производителя на этот рынок, но при достаточных вливаниях в формирование бренд-имидж она вполне способна зацепиться и закрепиться на российском рынке ИБП.

Стоит отметить и еще одну недавнюю новость. Компания AEG PS присутствует на нашем рынке много лет, специализируясь на поставках тяжелых ИБП, преимущественно в индустриальный сектор. Естественно, объемы поставок такого оборудования исчисляются, в лучшем случае, десятками устройств, но, видимо, компании, как говорится, «хватало». В течение нескольких лет мы видели несколько попыток AEG PS закрепиться на более массовом рынке, но они носили очевидно несистемный и не фокусированный характер, и все возвращалось на круги своя. Кроме того, российские представители компании придерживались крайне жесткой и зачастую непонятной политики информационной закрытости, что также препятствовало развитию бренда на российском рынке ИБП. Но недавно компания выделила отдельное направление, отвечающее за «маленькие» ИБП, которое начало пытаться выстроить нормальную регулярную работу на нашем рынке. Если на этом запал AEG PS не закончится, и компания начнет инвестировать средства в рынок, займет агрессивную ценовую, рекламную, информационную позицию, то у нее есть все шансы в течение нескольких лет занять сильную позицию на рынке.

Немаловажно и недавнее приобретение компании Newave концерном ABB. Хочется отметить, что финансовые возможности маленькой швейцарской компании и большого немецкого конгломерата несопоставимы. И если ABB пожелает, то с ее поддержкой данный бренд вполне способен «навести шороху» на нашем рынке.

В целом следует отметить, что конкуренция на российском рынке нарастает, причем она начинает носить сходный характер во всех сегментах. Если на ранних стадиях его развития наблюдалось абсолютное доминирование компании APC в массовом сегменте и ее попытки войти в рынок больших мощностей (которые оказались достаточно успешными), то сейчас картина рынка совсем другая. APC by Schneider Electric остается лидером российского рынка ИБП с 45%-ной долей рынка (в деньгах). Но при этом во многих рыночных сегментах ее доля существенно меньше этой величины, и компанию спасает именно то, что она работает во всех нишах, в то время как ее конкуренты — только в некоторых.

Основными игроками на массовом рынке являются компании[1] APC by Schneider Electric, CyberPower, Ippon и Powercom, контролирующие суммарно почти 89% рынка в штуках. На рынке инфраструктурных решений кроме APC by Schneider Electric ощутимы позиции компаний* Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, GE, Delta, Inelt, Newave и Socomec UPS. Не продавая много, эти компании (без APC) контролируют 27% всего рынка ИБП в деньгах. Если же взять только «немассовые» ИБП, то их доля превышает 40%.

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.