Проекторы в сфере образования

Поскольку у рынка проекторов очень широкий спектр возможных применений, значительно и количество целевых рынков. Абсолютно очевидно, что для разных целевых рынков функционал проекторов крайне различен, что приводит к необходимости разработки чрезвычайного широкого спектра устройств. Особый интерес среди всех целевых рынков представляет собой сфера образования, которая по емкости потребления проекторов находится если не на первом месте, то уж точно не ниже второго. В 2011 г., когда массовые тендеры в сферу образования «разморозились» после кризиса, популярные модели опять тысячами шли в школы. Наблюдались даже такие ситуации, когда у одного из вендоров тендерные поставки на порядок превышали регулярные продажи, но в целом рынок уже реагировал на данные процессы более спокойно.

Особенности сферы образования как целевого рынка

Образование — это одна из немногих сфер, где проекторы реально востребованы, осязаемо повышая качество учебного процесса и здесь они оказываются более конкурентными, чем плоскопанельные устройства, что еще более повышает их привлекательность для вендоров. При этом необходимо особо отметить, что само понятие целевого рынка под названием «сфера образования» включает в себя множество подсегментов с различными запросами. Нельзя же сравнивать, например, небольшую сельскую школу и поточные аудитории в МГУ. Соответственно необходимы устройства самого различного класса, которые на данный момент можно сгруппировать в несколько основных групп.

Есть характеристики, которые достаточно типичны для большинства проекторов для образования. Например, это мультимедийная функция Black (Green) Board, позволяющая проецировать высококачественное изображение на школьные доски зеленого или черного цвета. Также очень важна легкость управления, поскольку пользоваться проектором будут люди, не занимающиеся ими профессионально. Поскольку чаще всего учебные помещения не затемняются, проекторы должны работать при достаточно яркой внешней засветке и поэтому световой поток должен составлять как минимум 1500-2000 люмен. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора, иначе во время показа докладчика или преподавателя будет плохо слышно.

Но есть и уникальные особенности, по которым большинство современных проекторов для образования можно разделить можно на пять основных типов: самые дешевые решения, SVGA, достаточно яркие, компактные; продвинутые, XGA или WXGA, яркие, компактные; ультракороткофокусные решения; интерактивные проекторы; проекторы для больших аудиторий.

Также не исключено, что в рамках одного устройства объединяются сразу несколько характеристик из этих типов, но такие аппараты достаточно дороги, и уже одно это в значительной мере препятствует их продвижению в образование. Последнее время в значительных объемах продаются проекторы в комплекте с интерактивной доской, но такое решение требует отдельного рассмотрения, поэтому мы выводим его за рамки текущего обзора. Каждая из пяти групп рассматривается подробно.

Новые технологии

Одной из важнейших тенденций в развитии решений для образования стоит тема 3D-проекторов. Производитель DLP-чипов Texas Instruments DLP products (TI) сейчас решает проблемы глобальной конкуренции с LCD-технологиями в проекторах, в которой преимущество (выраженное в количестве продаваемых устройств) постепенно склоняется в пользу первой (DLP). Оба эти направления позволяют реализовывать аппараты с достаточно близкими базовыми потребительскими характеристиками (яркость, контрастность...). Однако этого недостаточно для правильного позиционирования, и компания TI пытается более четко дифференцироваться (этот процесс называется поиском уникального конкурентного преимущества). Теперь для DLP-направления на первом месте находятся 3D, интерактивность, ультракороткий фокус и безламповые технологии.

DLP-проекторы имеют наиболее серьезный технологический и ценовой отрыв перед LCD-аппаратами именно в сфере 3D, и естественно, что TI сосредоточилась на популяризации объемного изображения в сфере образования. Но для этого необходимо убедить консервативную учительскую среду в необходимости стереоскопического изображения в учебном процессе.

Технология 3D, которая последнее время стала применяться во многих школах Европы, быстро превратилась в отличный формат для визуальных демонстраций, придя на смену традиционным практическим и лабораторным занятиям. Благодаря 3D-технологии изображаемые объекты могут быть представлены максимально реалистично. Например, в биологии пояснение процесса деления клетки в трехмерной реконструкции оказывается гораздо эффективнее, чем рассматривание диаграмм или двумерных рисунков в книге. Не нужно и жаб резать.

В 2011 г. под патронажем Texas Instruments прошло опытное исследование в ряде школ Европы с целью оценить преимущества применения технологии 3D-проецирования в сфере образования. Была проверена эффективность решения трехмерного проецирования на базе DLP-проекторов школах Швеции, Нидерландов и Германии. В итоге преподаватели дали весьма позитивные отзывы о новой методике, отметив, что дети при этом способны запомнить гораздо больший объем информации и после завершения урока могут намного больше сказать об изучаемой теме. Успех экспериментального исследования доказал, что использование технологии 3D в учебных аудиториях способствует пробуждению более активного интереса к изучаемой теме и делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Но даже при убежденности в преимуществах 3D-проекторов в сфере образования не стоит ожидать начала их немедленного повсеместного внедрения. Тут может подействовать и чисто финансовый вопрос. Дело в том, что, конечно, 3D-проекторы стоят столько же, что и обычные, но есть еще проблема специальных очков. И оснастить ими всех учеников класса может оказаться в разы дороже, чем приобретение самого проектора.

Еще одно реальной проблемой для сферы образования является вопрос смены ламп. А они выгорают достаточно быстро, в том числе, по причине недостаточной опытности преподавателей, которые иногда забывают отключать устройства, или отключают их в небезопасном режиме. Кроме того, при, допустим, пятичасовой работе средней лампы хватает года на два, что совсем немного. При существующей системе госзакупок даже сменные лампы должны приобретаться по тендерам, что в данной неповоротливой машине зачастую приводит к существенному простаиванию оборудования.

Именно поэтому очень перспективным решением для образования выглядит направление светодиодных и лазерных решений, у которых лучше ТСО и удобство в использовании. Однако здесь есть еще проблемы с яркостью и самой базовой стоимостью проекторов. Но по обоим направлениям, как и по росту предложения сейчас наблюдается существенная положительная динамика.

Сергей Денисов, эксперт ITResearch, Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.