Структура продаж на российском рынке компьютеров

В течение 2011 г. на российском рынке компьютеров было реализовано более 12,5 млн единиц техники, учитывая настольные ПК и ноутбуки. За год рынок вырос на 16,6%. Самое главное, что впервые за долгое время мы имеем дело с относительно «нормальной» динамикой рынка, очищенной и от негативного влияния кризиса и, наоборот, сверхдинамичного периода выхода из него. Те темпы роста, которые показывали мировые рынки в прошлом году — в этом смысле российский ничем не отличен — более-менее отражают действительный уровень развития сегментов и фазу, в которой находится тот или иной рынок.

Мировой рынок ПК, по разным оценкам, в 2011-м показал крайне незначительный рост в районе 2-3%. Особенно трудным оказался завершающий период года: опять «запахло» рецессией. На этом фоне Россия как типичный представитель развивающихся рынков выглядит вполне недурно. И в своих прогнозах дальнейшего развития только на нас, вкупе с Азией и Латинской Америкой и Африкой, мировой компьютерный бизнес и надеется. Продажи ПК в США и Западной Европе по динамическим показателям окончательно и твердо уходят в отрицательную область.

Рынок настольных ПК давно утвердился как сегмент в целом стагнирующий. Потому, именно он всегда и вызывает наибольшие опасения, особенно в моменты проседания спроса по макроэкономическим причинам. Однако удивительно, но в прошедшем году российскому рынку десктопов даже удалось показать незначительный прирост объемов в натуральном выражении — на 2,6%. В целом в 2011 г. было реализовано 5040 тыс. десктопов.

А вот мобильные ПК как раз чуть снизили динамику относительно прогнозной, главным образом, за счет невразумительного окончания года. В целом этот сегмент за год вырос на 28,3%, правда, отдельно стандартные ноутбуки выросли чуть лучше — на 34,5%. Общий объем сегмента — 7485 тыс. штук.

В результате процесс тотальной «мобилизации» компьютерного парка в рамках привычных компьютерных сегментов в 2011 г. хоть и незначительно, но замедлился в темпах. По итогам года десктопы с ноутбуками соотнеслись фактически ровно как 2:3.

Рис. 1. Динамика структуры рынка компьютеров в 2007-2011 гг.

Как видно на рис. 1., в первый же год своего присутствия планшетным устройствам удалось занять 10% общего рынка. Правильнее сказать — не занять, а добавить к нему несколько процентов. Ведь во многом планшеты — именно дополнительный, а не замещающий сегмент. В целом же «малые формы» — выездные гаджеты, планшеты и нетбуки по итогам года составили 19% компьютерного рынка и это уже очень ощутимая величина.

Настольные ПК

Планомерно снижающие свое присутствие системные блоки все же относительно неплохо завершили год — показали положительную динамику. Особенно любопытно, что десктопы на данный момент продукт все более деловой, т. е. зависящий от состояния корпоративного спроса. На первый взгляд, как раз этому сектору в конце года время не благоволило. Мощных новых движителей внутри самого сегмента, скажем, значимых подвижек технологического плана, также не имелось. Но факт остается фактом — десктопы продавались как и прежде, даже чуть лучше.

Единственной же точкой действительно яркого роста в этой сфере остается подсегмент моноблоков. По итогам года он занял уже 5,6% настольного сегмента, в то время как по итогам 2010 г. его вклад составлял 3,6%. Моноблоками теперь активно занимаются фактически все крупные мировые производители; отдельно в продажах иностранных вендоров продукты категории all-in-one и вовсе составляют 28%. На рынке все больше продуктов этого класса, рассчитанных на бизнес-сегмент, что в десктопной среде сегодня самое главное.

Лидером рынка стал Hewlett-Packard, также в ведущую пятерку по продажам в натуральном выражении вошли* Acer, Depo, DNS и K-Systems.

Мобильные ПК

Мобильные ПК, в число которых мы включаем стандартные ноутбуки и нетбуки, в прошедшем году проявили осторожную динамику, а в конце года показывали так и вообще нехарактерные для развивающегося сегмента темпы. Причин тут несколько. Во-первых, сравнение идет с опережающими отгрузками 2010 г., так что спад тут чисто арифметический. Во-вторых, имели место быть недопоставки в связи со слишком острым восприятием макроэкономических опасений некоторыми вендорами. Плюс, опять же, развитие дефицита комплектующих. Но уже в начале этого года динамические показатели ноутбучного сектора резко вернулись в область высоких значений.

Рис. 2. Динамика продаж ноутбуков разных классов, 2011/2010 гг.

Основным же притормаживающим фактором в прошедшем сезоне выступал спад в подсегменте нетбуков, в свою очередь явно вызванный появлением сильной альтернативы в лице модных планшетов. Мини-блокноты на Atom выросли за год всего на 5%, а к концу года так и просто показывали отрицательную динамику. Что, в общем-то, было вполне ожидаемо.

Рост отдельных подсегментов рынка мобильных ПК абсолютно неравномерен, правда, это вполне нам привычно. По-прежнему сокращается доля интегрированных полноразмерных моделей, а также и младших машин с матрицей 14 дюймов. Эти категории даже умудрились просесть в абсолютных объемах в сравнении со значениями 2010 г. Несмотря на появление новых поколений процессоров с интегрированной графикой — уже именно процессоров, несущих усовершенствованные графические чипы на кристалле, — и Core 2-го поколения и Fusion от AMD — интегрированные комплектации находят все меньше спроса среди стандартных ноутбуков.

Основной акцент все далее и далее перемещается в область ноутбука как замены домашнего мультимедийного ПК. А вот наиболее интересный класс, перспективы которого оцениваются крайне высоко, несмотря на текущую статистику, — это портативные 13-дюйм устройства и мини-ноутбуки.

Ценовая эрозия в классе ноутбуков по-прежнему имеет серьезный масштаб. Несмотря на чрезвычайно существенное конфигурационное усиление и рост вклада именно дорогих групп устройств, средние цены все равно продолжают снижаться, и существенно. Что уж говорить о ценах на прямые функциональные аналоги. По итогам 2011 г. средний стандартный ноутбук (нетбуки мы тут исключим) стоил 780 долл., годом ранее — на целых 65 долл. дороже.

В этом году стал заметен рост интереса госсектора к закупкам крупных партий ноутбуков для нужд образования, главным образом, но и не только. Вообще количество поставок под тендеры, и тендеры все более крупные, в мобильной сфере набирает обороты.

Дмитрий Шульгин

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.