О структуре российского рынка планшетных компьютеров

Анализ структуры продаж на еще только складывающемся российском рынке планшетных компьютеров публикуется на страницах «Бестселлеров» впервые, что просто вынуждает нас начать с определения, о какой же собственно продукции идет речь. Компания ITResearch считает планшетными компьютерами устройства с цветным сенсорным экраном диагональю не менее 7 дюймов под управлением операционных систем Apple iOS, Android от Google и Windows от Microsoft. Эти атрибуты на данный момент позволяют добиться того, что всего около 5% устройств, которые мы определяем как планшетные ПК, могут быть одновременно отнесены и к электронным книгам. Со смартфонами и КПК несколько проще: тут однозначно работает размер, и устройства наподобие Samsung Note или Dell Streak 5, несмотря на высокий сопоставимый функционал, в данную группу однозначно не включаются из-за меньшего размера экрана.

Рынок состоялся

Ситуация резко поменялась в 2011 г., когда рынок планшетов начал реально складываться: к концу прошлого года в России в ощутимых количествах продавалась продукция уже более 30 вендоров, и Apple, оставаясь лидером, была лишь только одной из них. Причем конкуренция нарастала буквально от квартала к кварталу, и лидеру на пятки один за другим начали наступать большинство ведущих мировых производителей, не считая множества российских и китайских компаний.

По данным ITResearch, всего в 2011 г. по официальному каналу в Россию поступило около 1,13 млн планшетных компьютеров, и только 30% из них приходилось на iPad первого и второго поколения. Кроме того, оценочно, более 200 тыс. планшетов было завезено в Россию в частном порядке, причем подавляющая часть из них была производства Apple. Итого, общая доля iPad в нашей стране составляет под 40%, что существенно меньше, чем в Европе и Америке. Дело в том, что за рубежом они чаще всего стоили значительно дешевле, да и новые устройства были доступны у нас с существенной задержкой.

Кстати, именно это является одной из основных причин, по которым происходило падение доли Apple: такая политика компании по отношению к локальному рынку играла на руку конкурентам. Среди других причин: ценовой фактор (не всем были доступны iPad), а также быстрое развитие платформы Android, способной как по потребительским свойствам, так и по набору доступных приложений составить реальную альтернативу iOS. Российские продажи планшетов под управлением Windows в прошлом году составили, по оценке ITResearch, единицы процентов. Но у платформы есть потенциал, и с выходом Win 8 все еще может поменяться.

В деньгах за прошлый год российский рынок планшетов составил около 780 млн долл., что уже крайне внушительная сумма. Для сравнения, весь «старый» и огромный рынок мониторов «потянул» всего на миллиард, что уже становится сопоставимым.

В 2011 г., по данным ITResearch, основными конкурентами iPad стали производители моделей на базе Android — Acer (15% официальных поставок) и Samsung (около 10%). В целом шестерка поставщиков-лидеров (Apple, Acer, Samsung, Pocketbook, Asus и Viewsonic) заняла 72,5% российского рынка. Стоит отметить: в случае с Pocketbook основную роль сыграл тот факт, что компания мощно играет на близком рынке электронных книг, и ей было очень легко, нарастив функционал некоторых устройств, выйти на новый рынок. Кстати, именно с этой компанией были определенные методические сложности: нам было крайне сложно определить, относить ли какую-нибудь модель к планшетам, или все же «оставить» ее в книжках.

Технологическая структура рынка

Помимо операционной системы, пожалуй, основным атрибутом планшетов является размер экрана, который однозначно влияет на функционал и предпочтительную схему использования. Сегодняшний ассортимент планшетов достаточно четко раскладывается на две мало конкурирующие основные составляющие — сегменты 7 и 10 (около) дюймов, у которых разный потребитель с разным спектром задач и требований.

Следует отметить, что конкуренты Apple в первую очередь освоили производство 7-дюйм аппаратов и тут же выбросили их на рынок. Но затем пошли продажи уже 10-дюйм устройств, и доля «мелочи» начала быстро уменьшаться (см. рис. 1). Вместе с тем к концу прошлого года соотношение между сегментами несколько стабилизировалось на фоне устойчивого спроса на компактные устройства, а доля больших аппаратов даже несколько уменьшилась за счет «промежуточных» типоразмеров. Если слухи подтвердятся и Apple также выйдет в нишу компактных решений, то в будущем можно ожидать некоторого паритета между основными типоразмерами.

Рис. 1. Динамика структуры рынка (по размеру экрана).

Помимо диагональной структуры определенный интерес должно вызывать и распределение рынка по ценовым диапазонам (см. рис. 2). Пока что по итогам 2011 г. самые значительные продажи приходились на диапазон свыше 20 тыс. рублей, и всем понятно, чья продукция там была в основном представлена. Но налицо и значительные объемы реализации планшетов в два и даже три раза более дешевых.

Рис. 2. Распределение продаж планшетов по ценовым диапазонам (в штуках).

Перспективы рынка

В 2012-м и последующие годы мы ожидаем продолжение борьбы между Apple и решениями на основе Android, и верх в этой конкуренции будет все же за последними. Это обусловлено тем, что на рынок выходят массовые категории покупателей (в первую очередь региональных), для которых более чувствителен ценовой фактор, и значительный ценовой разрыв между iPad и многими другими решениями будет брать свое.

Кроме того, если говорить о «закрытой вселенной» Apple и «открытой» Android, хочется отметить, что маркетинговая стратегия, основанная на дифференциации (поиск уникального преимущества, а у Apple она именно такова) начинает вредить глобальной компании, когда она заранее старается возвести излишние барьеры перед другими участниками, пытающимися повторить или развить технологию. Если решение уже придумано, однозначно находятся варианты его оптимизации и улучшения альтернативными способами, особенно если этим занимается великое множество игроков: даже простым методом перебора можно нащупать отличные ходы. И уже сам первопроходец оказывается обочине прогресса. На это уже напарывались все технологичные монстры (например, Sony), и это же в перспективе грозит Apple. Ни у кого никогда не было достаточно ресурсов, чтобы долго и плодотворно бороться со всеми. Кроме того, жизненные циклы продукта настолько укоротились, что зачастую собранных сливок не хватает даже для компенсации затрат на разработку и запуск нового решения.

Осторожный прогноз по России на 2012 г. составляет 2,1 млн аппаратов или примерно 80%-ный рост. Оптимистичный прогноз — 3 млн аппаратов, пессимистичный — 1,7 млн. Какой прогноз оправдается, зависит как от внешнеэкономической ситуации, так и от политики вендоров. Имеется в виду, что сейчас не до конца ясно, какую доступность продукции они обеспечат, и какие цены при этом сложатся. Очень хотелось бы надеяться, что существенную роль в этом рынке смогут сыграть и российские игроки, по крайней мере от некоторых из них звучат амбициозные заверения, причем в некоторых случаях речь идет не просто о перепродаже китайских планшетов, а действительно о локальной сборке.

Очевидно, что схема использования «или-или» (планшет или ноутбук) вряд ли будет основной. Скорее в длительной перспективе стоит ожидать «и-и», но на данный момент планшеты являются более желанной покупкой, и пользователи ноутбуков откладывают обновление своих аппаратов в пользу приобретения прямо сейчас планшета. Те, у кого не было мобильного ПК, также часто предпочитают в качестве первой покупки планшет.

До насыщения рынка еще очень далеко. По оценкам ITResearch, первичный объем установленной базы планшетов в России будет состоять из 10 млн аппаратов. На этот уровень рынок выйдет в течение ближайших трех-четырех лет.

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.