Актуальное интервью с отраслевым экспертом

Весной прошлого года компания Intel объявила о планах по выводу на рынок новой категории блокнотных ПК под названием Ultrabook. Эти системы должны обладать сверхкомпактными и легкими конструктивами, при этом использовать полнофункциональные процессоры Core, но со сниженным энергопотреблением, приоритетно оснащаться дисками SSD, а в будущем — интерфейсами USB 3.0 и Thunderbolt. По мнению авторов идеи, в результате должна получаться «лучшая в классе производительность, улучшенная отзывчивость и безопасность в тонких, элегантных форм-факторах». И последнее — эти системы не должны быть дорогими.

Концепция выглядит интересно, однако поначалу в отношении ультрабуков наблюдался определенный скепсис. Основан он был, главным образом, на исторических данных: ведь прямые технологические предтечи сегодняшних ультрабуков — системы, выполненные в концепции CULV (Consumer Ultra Low Voltage), ранее не снискали на рынке большой славы.

С другой стороны, пред глазами имелся и пример, наоборот, крайне позитивный. Конечно же, речь о последнем поколении Macbook Air; впрочем, актуальным остается вопрос, насколько то, что верно для бизнеса культовой компании Apple, может быть применимо на широком рынке. В момент представления концепции компания Intel сразу заявила цифру, поставившую наблюдателей в тупик: категория Ultrabook должна была занять 40% рынка потребительских ноутбуков уже к концу 2012 г. Кстати, эта цифра примерно как раз и напоминала сбытовую картину по Macbook’ам — порядковую долю Air в продажах Apple.

Оставалось дождаться запуска программы, и к настоящему моменту это уже случилось. Первые модели, подпадающие под означенную категорию, уже появились на полках магазинов. В данный момент прогнозы по объему этого подсегмента обрели более трезвый характер: планируется, что ультрабуки в этом году могут занять 12-13% блокнотного сегмента. Некоторые вендоры, касательно собственных продаж даже более оптимистичны. Это, конечно, не фантастические 40%, но тоже очень и очень немало.

Так или иначе, но обойти вниманием эту новую, пусть, на первый взгляд, и несколько искусственно рожденную категорию продукции, сегодня невозможно. Попытаемся разобраться, что ультрабуки представляют собой сегодня и каковы тут планы на будущее. В чем их возможная роль на рынке компьютеров в целом, явно начавшем реструктуризовываться и дополнительно сегментироваться под влиянием как внутренних, так и внешних воздействий.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Аркадий Граф, руководитель отдела продаж ИТ-департамента компании «Самсунг Электроникс Рус». Выбор именно этого вендора для данного контекста неслучаен. Линейку формальных Ultrabook компания представила лишь недавно — это модели серии 5. Однако уже с лета прошлого года поставляется элитная серия 9, которую многие именуют единственным прямым конкурентом Macbook Air. Позднее у компании появилось и, наоборот, бюджетное предложение в массовой серии 3 — (300U1/U2) — мини-ноутбуки на энергосберегающей базе, но без исполнения жестких эргономических рамок, предписанных Intel для категории Ultrabook.

Для начала давайте разберемся — что же из себя представляет современный Ultrabook как продукт?

На этот вопрос, конечно, проще всего дать формальный ответ, перечислив требования, которые предъявляет к ультрабукам Intel, но вряд ли он будет интересен. Ультрабуки — это попытка Intel активизировать рынок тонких и легких, но при этом сравнительно недорогих ноутбуков, обеспечивающих большую мобильность по сравнению с традиционными универсальными моделями, но при этом стоящих меньше, чем столь же традиционные ультракомпактные ноутбуки имиджевого класса. Соответственно, ультрабуки будут интересны людям, готовым доплатить сверх стоимости обычного «офисного» ноутбука за меньший вес и габариты, но при этом не желающим приобретать дорогие модели имиджевого сегмента, так как они нуждаются в первую очередь в практичном рабочем инструменте.

Являются ли, с вашей точки зрения, ультрабуки действительно новой категорией мобильных гаджетов, значимо отличной от привычных ноутбуков, или их обособление есть чисто маркетинговый прием?

Новой категорией их назвать трудно, тем более трудно это сделать компании Samsung, уже давно выпускающей ультракомпактные ноутбуки классом как ниже ультрабуков (это модели серии 3 с экранами диагональю до 12,5″), так и классом выше (сверхтонкие модели серии 9, которые, будучи представлены еще в январе 2011 г., и сейчас легко конкурируют с любыми ультрабуками). В нашей продуктовой линейке ультрабуки, которые мы относим к серии 5, заполняют пустовавшую ранее нишу между сериями 3 и 9, и раз ни ту, ни другую мы не считаем какой-то принципиально новой категорией устройств, то и к серии 5 было бы странно применять другой подход.

Разумеется, для продвижения нового товара всегда важно красивое, запоминающееся название, и в этом смысле торговая марка Ultrabook весьма полезна: важно ведь не только выпустить какое-то новое устройство, но и донести до покупателя информацию о его существовании, возможностях и преимуществах. В этом смысле введение марки Ultrabook можно считать чисто маркетинговым приемом, нацеленным на максимально эффективное продвижение тонких и легких ноутбуков, но приёмом, за которым стоят абсолютно реальные технические разработки.

Таким образом, с одной стороны, мы не считаем ультрабуки принципиально новой категорией гаджетов, но с другой, — поддерживаем торговую марку Ultrabook как эффективный инструмент ознакомления потребителей с новинками.

Существовала категория ноутбуков CULV и сообразных решений на базе AMD. И развитие этих направлений в прошлом не назовешь сверхуспешным. Что, собственно, изменилось сегодня, и что дает основание пророчить ультрабукам совсем иную судьбу?

Развитие технологий не стоит на месте: за последние годы производительность основных компонентов выросла настолько, что стало возможным делать экономичные, легкие и недорогие, но при этом справляющиеся с любыми повседневными задачами ноутбуки. Четыре-пять лет назад типичный CULV-ноутбук с 12-дюйм экраном весил чуть больше 1.5 кг, обладал процессором Core 2 Duo с частотой в районе 1,2 ГГц, катастрофически медленным 1,8″ жестким диском и видеокартой, неспособной воспроизводить HD-видео, при этом он редко работал на аккумуляторе дольше 3-4 ч, по крайней мере без дополнительной батареи, которая прибавляла к весу ноутбука еще порядка 300 г. Сегодняшний 13,3-дюйм ультрабук, например, наш Samsung 530U3B, — при меньшем весе обладает процессором Core i5, частота которого при включении технологии TurboBoost достигает 2,3 ГГц, твердотельным накопителем или современным полноскоростным жестким диском и способен проигрывать Full HD-видео на одной зарядке в течение 4-5 ч без малейших запинок. Более того, такой ультрабук сейчас еще и стоит меньше, чем пришлось бы отдать за описанный выше «ультракомпакт» пять лет назад.

Таким образом, проводить параллели между CULV-ноутбуками и ультрабуками не совсем верно: если CULV-модели имели ряд существенных ограничений, связанных с использованием компонентов с пониженным энергопотреблением и производительностью, то к настоящему моменту развитие технологий позволяет эти ограничения успешно обойти.

Создают ли Ultrabook собственный рынок, как это было, к примеру, с нетбуками или сегодня происходит с планшетами, или их роль, скорее, заместительная?

В основном — заместительная. Как я уже сказал, мы не рассматриваем ультрабуки как принципиально новый тип устройств, соответственно, и говорить о возникновении какой-то их собственной рыночной ниши было бы неправильно. Просто у покупателей, готовых потратить около 30 тыс. руб. на приобретение ноутбука, появится выбор: либо классический ноутбук с 15,6″ экраном и четырехъядерным процессором, но большой и тяжелый, либо легкий и компактный ультрабук. Дальнейшее зависит от привычек и потребностей конкретного покупателя — одним людям будет привычнее взять классический ноутбук, а другие обратят внимание, что со всеми нужными им задачами ультрабук справляется ничуть не хуже, обеспечивая при этом существенно большую мобильность.

А станут ли они прямыми конкурентами планшетам?

Это представляется крайне маловероятным. В целом планшеты — это сравнительно недорогие (цена 25–30 тыс. руб. для них считается уже предельно верхним сегментом, в то время как для ноутбуков — средним) мультимедийные развлекательные устройства, фантастически удобные именно в этой роли. И в этом кроется секрет ошеломляющего успеха современных планшетов: по сути, до их появления эта ниша попросту пустовала (ее в значительной степени занимали нетбуки, но занимали, скорее, неправомерно: они вписывались в данную нишу по цене, но не обеспечивали ни полноценных мультимедийных возможностей, ни должной эргономики, и в результате нетбуки демонстрировали столь же ошеломительный успех, но лишь до появления планшетов). При этом, однако, возможности планшетов в качестве устройств для работы весьма ограничены, и попытка использовать их в таком качестве часто заканчивается провалом: отличный от ноутбуков набор ПО (в первую очередь, оно ориентировано именно на развлекательную составляющую), сравнительно невысокая производительность, ограниченные возможности расширения делают их не самым удачным выбором для работы.

Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.