Спутниковые навигаторы — это портативные устройства, которые помогают автомобилистам (да, впрочем, и пешеходам тоже) ориентироваться на местности, прокладывать маршруты, находить те или иные достопримечательности. Внешне типичный навигатор напоминает собой изрядно располневший смартфон — т. е. навигатор также оборудован большим сенсорным экраном на всю лицевую панель и выполнен в моноблочном форм-факторе, без каких-либо движущихся частей.

Кстати, некоторые пользователи уверены, что со временем смартфоны вытеснят навигаторы с рынка — мол, почему бы и нет, если в каждом «умном телефоне» сегодня есть GPS-приемник? На деле же не все так просто: экраны навигаторов могут иметь диагональ 5, 6 или 7 дюймов, тогда как максимальная на сегодняшний день диагональ дисплея смартфона — 4,3 дюйма (и вряд ли она будет расти, так как при более крупном размере смартфоны попросту не будут помещаться в карманы). А для навигации критичен как раз размер матрицы: чем она больше, тем проще ориентироваться по карте и тем реже приходится отвлекаться от дороги. Так что будущее у навигаторов определенно есть.

Основные особенности

У современного рынка автомобильных навигаторов есть одна любопытная особенность, которая отличает его от рынков тех же телефонов или планшетов. В этих двух областях есть свои глобальные мировые лидеры, которые, возможно, и не занимают первых мест по продажам в отдельно взятых регионах, но все же играют в них заметную роль. Cо спутниковыми навигаторами все гораздо сложнее: например, в США на этом рынке свои «герои» и аутсайдеры, в Азии — свои, в России — свои. Все дело в том, что современный навигационный продукт — это довольно сложный комплекс из «железа» (т. е. самого навигатора), программы для навигации с качественными картами и целого «букета» локальных особенностей и предпочтений. Например, пользователи в Европе и США вполне могут обойтись без мультимедийного проигрывателя в автомобильном навигаторе, а россиянам эта опция кажется просто необходимой. В качестве доказательства последнего утверждения можно привести следующий факт: в 2010 г. в России начались и провалились продажи навигаторов немецкого бренда Navigon, которые отличались высоким качеством изготовления и европейским дизайном. Но вот плеера для музыки и видео в них не было, равно как и возможности установки навигационных систем отечественной разработки, актуальных для наших широт. В итоге, несмотря на опытного дистрибутора — компанию «Вобис Компьютер» — продажи Navigon’ов были небольшими.

Еще один пример — ситуация с Garmin, лидером американского рынка: доля компании в России сегодня ощутимо (можно даже сказать — критически) снизилась, а ведь еще полтора года назад она была среди безусловных лидеров отечественного рынка. Причины изменения ситуации прозаичны: навигаторы Garmin начали ощутимо отставать от устройств российских брендов по характеристикам и качеству картографии; кроме того, свою роль сыграла не вполне адекватная пост-кризисным реалиям ценовая политика.

Что касается картографии: Россия — страна огромная, и идеальным вариантом для передвижений по ней является использование нескольких навигационных программ с разными картами в одном навигаторе. Впервые такая опция появилась около года тому назад в навигаторах Lexand, теперь она есть и в моделях других отечественных брендов. То есть вы покупаете устройство с «Навителом» и можете доукомплектовать его, например, «Прогородом» и «СитиГидом». Модели Garmin, TomTom и тот же Navigon продаются с одной фирменной навигационной системой и картами России зарубежных разработчиков, которые далеки от идеала. Устанавливать альтернативные пакеты для навигации пользователям официально запрещено, а неофициальные методы, описанные в Интернете, слишком сложны для среднестатистического российского потребителя.

Чем еще «берут» отечественные компании? Прежде всего, широкими продуктовыми портфолио, агрессивной ценовой политикой, грамотной работой с каналами продаж с учетом российских реалий и, конечно же, максимальным учетом особенностей российского рынка и ментальности российского же потребителя. Результат такого подхода однозначно сказывается на продажах и распределении долей рынка (см. таб. 1)

Таблица 1. Структура российского рынка навигаторов по основным вендорам

По данным аналитической группы SmartMarketing, в 2010 г. объем рынка автомобильных навигаторов в России достиг отметки в 1 млн 241 тыс. штук. Известно также, что в первой половине 2011 г. на российском рынке продано порядка 600 тыс. навигационных устройств, предназначенных для использования в авто.

Что предлагается российскому потребителю

Если говорить о технических характеристиках навигаторов, то ключевых трендов здесь, по сути, два. Первый — улучшение размеров и качества дисплеев. Так, компактные 3,5-дюймовые спутниковые навигаторы в России сегодня уже практически не продаются, следующий «кандидат на вылет» — диагональ 4,3 дюйма, являющаяся сейчас базовой. Действительно, чем крупнее навигатор и, следовательно, его дисплей, тем удобнее рассматривать навигационные карты или те же видеоролики. Оптимальным вариантом можно считать 5-дюймовые модели, хотя весьма интересны и устройства с диагональю 6 дюймов: они ощутимо крупнее «пятерок», но меньше монструозных 7-дюйм аппаратов, которые практически невозможно использовать в легковушках — они закрывают водителю обзор. Поэтому такие крупные навигаторы — их рыночная доля не превышает 1% — пользуются популярностью лишь у дальнобойщиков: в грузовиках лобовое стекло огромное, и описанная проблема отсутствует как класс. Первым 6-дюйм навигатором в России стал Lexand ST-610, чуть позже появился JJ-Connect AutoNavigator 6000, а теперь хотя бы одна подобная модель есть в портфолио каждого уважающего себя бренда (см. таб. 2).

Таблица 2. Продуктовое предложение навигаторов на российском рынке

Немаловажную роль также играет разрешение экрана. Если на 4,3-дюймовых навигаторах стандартное для этого класса устройств количество пикселов (480×272) выглядит пристойно, то дисплей с диагональю 5 или 6 дюймов (не говоря уже о 7) при таком разрешении неизбежно будет «зернить». Именно поэтому все чаще спутниковые навигаторы комплектуют дисплеями с разрешением 800×480 пикселов (WVGA) — таким же, как у современных смартфонов на платформе Android. При этом по качеству картинки экраны навигаторов уступают дисплеям смартфонов — из-за антибликового покрытия, которое наносится в заводских условиях. Но ничего страшного в этом нет: для навигатора важнее как раз поведение дисплея на солнце, а не кристально-чистое качество изображения.

Второй тренд — возможность загрузки из Интернета информации о дорожных заторах и использование этих данных при навигации. Естественно, эта опция должна быть реализована в навигационной системе (она есть в «Навителе», «СитиГиде», «Автоспутнике», а с недавних пор — еще и в «Прогороде»), однако и навигатор тоже должен быть готов к работе с «пробками». Вариантов здесь два: первый — наличие в устройстве Bluetooth-модуля, который позволяет подключить мобильный телефон и использовать его в качестве беспроводного модема для выхода в Интернет. Второй вариант — встроенные модуль для работы в сотовых сетях GSM/GPRS (2G) и слот для SIM-карты. Здесь же стоит заметить, что этой весной в продаже появился первый в России навигатор с 3G-модулем (UMTS/HSDPA) — Ritmix RGP-590. Безусловно, это весьма интересный продукт, но не факт, что скорости сотовых сетей третьего поколения так уж необходимы в случае навигаторов.

И еще один момент: модели со встроенными модемами ощутимо дороже устройств с Bluetooth, причем вторые в ряде ситуаций еще и удобнее. Просто потому, что в их случае не требуется докупать отдельную SIM-карту для «пробок» и следить за балансом на ее счету. Поэтому навигаторов с модемами в продаже не так уж и много (при этом новые модели практически не анонсируются), тогда как устройств с поддержкой Bluetooth становится больше чуть ли не с каждым днем.

Какие еще уникальные функции встречаются в навигаторах? Например, аналоговые приемники ТВ-сигнала. Правда, таких моделей на рынке крайне немного — мало кто всерьез нуждается в такой функции, да и качество приема оставляет желать лучшего. Среди конкретных продуктов с таким функционалом упомянем Ritmix RGP-586 и Explay PN-970.

При анализе аппаратных платформ следует отметить, что в современных навигаторах, продающихся в России, используются чипсеты трех компаний. Самые мощные — SiRF Atlas V: их процессор работает на частоте 533 МГц и при пиковых нагрузках может разгоняться до 600 МГц. На втором месте (и по производительности, и по стоимости конечных решений) — MediaTek: здесь таковая частота составляет уже 468 МГц. Замыкают тройку платформы компании MStar с 400-МГц процессорами. Они самые медленные, однако MStar сумела отличиться в другой области: она первой выпустила современную, недорогую и конкурентоспособную аппаратную платформу с одновременной поддержкой двух навигационных систем — американской GPS и российской ГЛОНАСС.

Пока «двухсистемных» моделей навигаторов на рынке пять — Lexand SG-555, Explay GN-510, Explay GN-520, Prestigio GeoVision GV5135 и Digma DG503N. В чем их преимущества перед обычными GPS-навигаторами? В чуть более высокой точности работы и стабильности. Скажем, гибридный навигатор стартует в холодном режиме почти на треть быстрее по сравнению с GPS-аналогом. Это вызвано одновременным поиском спутников систем ГЛОНАСС и GPS. Требуемое их количество для определения координат (4 спутника) «двухсистемным» решением обнаруживается быстрее, чем «односистемным».

Плотная высотная застройка частично экранирует сигнал, однако комбинированный ГЛОНАСС/GPS-приемник в теории позволяет навигатору реже уходить с траектории. В отличие от обычных GPS-навигаторов, чаще теряющих сигнал из-за отражения его от высотных зданий, здесь координаты не будут теряться. Получив сигнал от спутников на равнинной местности, «двухсистемник» после попадания в район с высотной застройкой в меньшей степени рискует потерять сигнал, чем привычные GPS-навигаторы.

Некоторые прогнозы

Теперь давайте одним глазком заглянем в будущее. Исторически большинство автонавигаторов базировалось и базируется на операционной системе Windows CE. Эта программная платформа, изначально ориентированная на встраивание в потребительскую электронику, нетребовательна к ресурсам, удобна, и, главное, востребована разработчиками навигационного ПО. Однако набирающая популярность операционная система Android, похоже, может потеснить Windows CE на рынке автонавигаторов. К примеру, навигатор GlobusGPS GL-850 уже работает на Android, правда, на старой и неактуальной версии. Удобство платформы от Google — в тесной интеграции с онлайном и в наличии удобного браузера (вот в Android-навигаторе и пригодился бы 3G-модуль).

Кроме того, количество приложений для этой операционной системы постоянно увеличивается, что позволяет в перспективе значительно расширить функциональность навигатора на Android, превратив его в мини-планшет. Есть основания полагать, что спустя год-полтора на рынке появится целый «выводок» навигаторов с актуальными на тот момент версиями Android. Кроме того, рано или поздно появятся навигаторы с емкостными сенсорными экранами (сейчас в таких устройствах используются резистивные тачскрины) и поддержкой технологии «мультитач», которая позволит масштабировать карты двумя пальцами. Именно так это можно делать в смартфонах на Android и в том же iPhone.

Марина Рожкова, эксперт рынка ГЛОНАСС/GPS навигации, информационно-аналитическое агентство Марины Рожковой

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.