Рынок информационных панелей представляет собой еще очень молодую отрасль. Это пока совсем не массовый сегмент, и лишь совсем недавно продажи в России перевалили за 10 тыс. устройств за весь год. Продажи, вследствие узости рынка, достаточно неравномерны, но в текущем году темпы роста превышают сотни процентов, что делает этот сегмент чрезвычайно интересным для поставщиков, ну и, соответственно, для анализа.

Особенность рынка инфопанелей состоит в том, что компании как крупные, так и средние и малые (а они являются единственными заказчиками таких аппаратов) до сих пор не обладают достаточным знанием технологий и их нюансов, а также возможностей, которые они предоставляют. Только профессиональные панели могут обеспечить длительную и надежную работу (до 24 ч в сутки), высокую яроксть и качество картинки, широкие возможности удаленного управления, строгую и классическую рамку, оптимально вписывающуюся в любой интерьер, и другие возможности. Однако потребности заказчиков крайне разнородны, и хотя бывают и достаточно однотипные проекты, чаще всего в каждом решении есть определенные особенности, требующие от поставляемого оборудования максимального соответствия.

В результате конкуренция на данном рынке носит очень сложный характер. Помимо традиционных моментов, связанных со сбытом, каналом, финансированием, теми же личными связями (аспект прямых продаж очень важен), общей развитостью тендерных подразделений и т. д., высокую значимость имеет продуктовая составляющая конкуренции. Это означает, что вендоры, рассчитывающие на успешный бизнес на рынке информационных панелей, просто обязаны поддерживать и развивать достаточно широкий модельный ряд, позволяющий в каждой из потребительских ниш предлагать устройство, оптимальное по характеристикам и адекватной стоимости.

При этом очевидно, что, в зависимости от целевого рынка, баланс цена/характеристики может сдвигаться в ту или иную сторону. Например, в массовых проектах с типичными небольшими панелями преимущество, согласно закону о закупках, в бюджетной сфере (один из ключевых рынков) получают наиболее дешевые и порой самые простые из решений, удовлетворяющих требованиям тендера. Но в проектах digital signage часто возникают запросы, которые не решаются кастомизацией или выпуском устройств под конкретный проект, и преимущество получают устройства, изначально имеющие максимальное соответствие и при этом гарантированно минимальные сроки поставки. И это реализуется только при условии, что у компании есть из чего выбирать.

Таким образом, можно сформулировать текущие требования к «идеальному модельному ряду» информационных панелей. В нем обязаны быть «бюджетные» модели: стандартные унифицированные устройства, обычно с небольшой диагональю (до 46 дюймов) и как можно более низкой стоимостью. Помимо этого, в каждом диагональном классе, а особенно в больших типоразмерах, нужен достаточно широкий набор моделей, обладающих уникальными особенностями и претендующих на звание лучших устройств в классе. Последнее реализовать чрезвычайно сложно, поскольку стратегия, направленная на технологическое лидерство, внутри фирмы зачастую вступает в противоречие с другими стратегиями, особенно со стратегией низких цен, которая часто исповедуется крупными игроками, ориентированными на массовый рынок.

Когда около года назад компания Samsung Electronics объявила о планах занять половину рынка информационных панелей, эта новость была встречена достаточно скептично, в том числе и нами. Однако к лету 2011 г. доля Samsung на российском рынке уже подобралась к 40%, и реальную конкуренцию ей составляют только LG, NEC и Panasonic. Поэтому, когда мы решили разобраться в основах конкурентоспособности линеек информационных панелей, выбор модельного ряда лидера рынка в качестве бенчмарка был достаточно очевиден.

Сравнительная статистика

У компании Samsung на текущий момент однозначно самая обширная линейка информационных панелей, насчитывающая около 60 моделей. В ситуации, когда данная отрасль проектно ориентирована и не представляет собой обычную розницу или дистрибуцию, ряд моделей, конечно, не присутствует в России постоянно на складе и доступны только под заказ. Но есть и устройства, поставляющиеся регулярно. Если делать выборку по Samsung из последнего отчета ITResearch по структуре продаж на рынке информационных панелей, во II квартале 2011 г. их было более 30 (см. таблицу), в то время как на всех остальных вендоров рынка приходилось всего около 50 моделей.

Поскольку компания Samsung во многом является рынкообразующей, ее отличие от «среднерыночного» профиля получается незначительным. Поэтому здесь лучше несколько отступить от стандартной методики и сравнить основные особенности ее продуктового профиля не «с рынком в целом», а с совокупностью остальных конкурентов.

Компания Samsung по отношению к двум базовым технологиям имеет достаточно уникальный профиль. Несмотря на то что она также в основном делает ставку на ЖК, в ее портфеле по-прежнему остаются и «плазменные» модели. Еще относительно недавно так поступала и компания NEC, но она недавно отказалась от плазмы, и теперь Samsung фактически единственная из вендоров покрывает весь рынок, что, безусловно, добавляет ей гибкости.

Samsung отличается широкой представленностью в каждом из диагональных сегментов, однако есть и некоторое отличие от остальных игроков (см. рисунок). Очевидно, что интерес вендора смещен в диагональ 46 дюймов, которая уверенно превращается в мейнстрим данной отрасли (хотя при этом 40 дюймов по-прежнему представляет также очень большую важность для компании). Кроме того, видно, что для Samsung очень интересен 55-ый дюйм, а также самые большие типоразмеры: 63-, 70- и 82-дюйма. Суммируя тезис, можно отметить, что «диагональный» профиль Samsung, как и на рынке десктопных мониторов, представляет собой мейнстрим, с определенным смещением «вверх» относительно общерыночной медианы.

Рисунок. Диагональная структура товарного предложения инфопанелей.

У Samsung есть определенное «отставание» от остальных вендоров, у которых существенно больше более продвинутых Full HD-моделей (1920×1080), а не HD Ready (1366×768). Однако вдумчивый анализ переворачивает ситуацию «с ног на голову». Дело в том, что в данной отрасли одно из ключевых применений — построение видеостен из нескольких панелей. При этом наблюдается значительное ограничение, связанное с возможностями графических адаптеров, которым в этом случае требуется работать с запредельными разрешениями. Дабы не удорожать решение сверх допустимого, в видеостенах чаще всего используются как раз модели с меньшим разрешением. У Samsung в ассортименте очень много панелей для видеостен со сверхузкими рамками, что хотя снижает «среднее» разрешение, но на самом деле демонстрирует готовность играть в самых сложных сегментах рынка.

Анализ цен позволяет сделать вывод, что в модельном ряду Samsung есть всего несколько рядовых моделей с минимальной ценой, что, впрочем, и достаточно. Таким образом производитель очевидно позиционирует себя как поставщик продукции уровней upper-middle и high-end. То есть рыночную долю компания завоевала отнюдь не за счет агрессивной политики в низкоприбыльном low-end сегменте.

Особенности моделей Samsung

Разнообразие потенциальных потребительских запросов на рынке digital signage чрезвычайно высоко, что вынуждает Samsung выпускать десятки моделей разных диагоналей и технологий, комплектации, функциональной насыщенности, внешнего форм-фактора. Попробуем обозначить основные моменты, на которых сосредотачивается вендор и которые отражают важнейшие элементы современного панелестроения.

В модельном ряду Samsung, конечно, существуют серии, сочетающие особенности профессиональных панелей и весьма привлекательную цену (серии MX и BX, представленная мейнстрим моделью 400BX, имеющую максимально упрощенную функциональность). Однако большинство серий намного более продвинуты, обладая рядом ценных для клиентов характеристик.

Одним из ключевых требований является необходимость длительной работы панелей. Аппараты Samsung SyncMaster серии DX и UX, реализованные на специальной крупноформатной матрице DID (Digital Information Display), предназначены для работы в режиме 24 на 7. Кроме того, у них, по сравнению с телевизорами, повышена яркость (700 кд/м2), что позволяет гибко настроить устройство на работу в определенных условиях, выбирая между максимальной яркостью и лучшим восприятием изображения при естественном (очень ярком) освещении и между увеличением срока службы подсветки и уменьшением энергопотребления в условиях слабого освещения. В панелях этой серии есть датчики освещенности, что при необходимости позволяет яркости устанавливаться автоматически в зависимости от внешних условий освещения. Для использования внутри помещений яркости 700 кд. м2 в подавляющем большинстве случае достаточно.

Важнейшим фактором является дистанционная управляемость панели. Многие устройства Samsung (практически у всех моделей имеется такая модификация с индексом «n») оборудованы встроенным системным блоком (фактически полноценным компьютером) с сетевой картой, что позволяет подключать устройство в локальную сеть (с прописыванием IP-адреса) для удаленной передачи контента, управления и мониторинга состояния. Это можно сделать как при помощи специализированного софта Samsung MagicInfo (версия Pro не требует лицензии, позволяет управлять 50 панелями по сети Ethernet), так и за счет программного обеспечения, поставляемого сторонними производителями. При этом в моделях 2011 года даже если нет встроенного ПК есть разъем RJ45 позволяющий удаленно управлять настройками панели (без передачи контента) с помощью ПО, которое идет в комплекте, либо ПО сторонних производителей)

Существует также ряд специальных задач, для решения которых требуется особенное оборудование. Так например, для организации интерактивных систем Samsung предлагает панели серии TS(n), имеющие в своем составе интегрированный сенсорный экран, выполненный по инфракрасной технологии (кроме 65″ —"интерактивная ЖК доска« — оптическая), в комплекте специальные маркеры с мягким наконечником у нее), и защитное стекло на случай, если иной пользователь с неуемной энергией попытается проткнуть дисплей пальцем. В конце текущего года ожидается появление так называемого интерактивного электронного стола (SUR40), разрабатываемого совместно с компанией Microsoft. Он может распознавать одновременно несколько десятков касаний и может воспринимать и отличать формы разных предметов, находящихся на нем.

Также следует отметить наличие встроенных динамиков в большинстве панелей Samsung. Это связано тем, что до 2009 года в основе концепции Digital Signage были статические изображения, а 2010-2011 — еще и динамический контент. У других компаний используются «навесные уши», что выглядит несколько громоздко.

Отдельно следует выделить начавшуюся переориентацию отрасли на использование светодиодной подсветки (LED), которая обладает целым рядом преимуществ: меньшие вес и толщина; меньшее энергопотребление; большее время службы; большая экологичность, богатая цветопередача . И здесь Samsung также находится в авангарде процесса. Год назад компания Samsung анонсировала сразу целую группу панелей серии EX(n) с размером экрана от 40 до 55 дюймов, которые стали первыми профессиональными панелями, выполненными с применением технологии LED BLU (Back Light UNIT). Благодаря тому, что панели на 70% тоньше и на 40% легче, чем информационные панели предыдущих поколений, существенно расширяется сфера их применения и облегчается установка. В 2011 г. получила продолжение линейка LED (серия ME, которая имеет еще меньшую толщину, и имеет встроенный медиаплеер даже без установки опционального ПК). Также в 2011 г. ожидается дальнейшее расширение LED-линейки — появятся панели с более тонкой рамкой и LED c повышенной яркостью — серия DE. Буквально на днях начались поставки модели UD55A, в которой имеются новые возможности при построении видеостен. В UD55A используется подсветка Direct LED, которая подразумевает расположение многочисленных светодиодов за матрицей, что дает более контрастное и равномерное по яркости изображение.

Итак, кратко суммируя, следует отметить, что при внешней схожести большинства информационных панелей на рынке и кажущейся простоте данной продукции, это крайне высокотехнологичное оборудование, с множеством нюансов и возможностей, которые сложно реализовать и не менее сложно правильно скомбинировать. У компании Samsung реализованы практически все ключевые атрибуты: повышенная надежность и яркость; тонкие рамки; привлекательный дизайн; малые вес и толщина; встроенные компьютеры; сложные системы управления; тачскрин; LED-подсветка и т. д. Это позволяет сформировать очень сильное продуктовое предложение.

Сергей Денисов, эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.