В кризисное время, когда курс доллара вырос более чем в полтора раза (2008-2009 г.г.), многие пользователи печатной техники пересмотрели свои затраты на печать. И этот пересмотр был явно не в пользу производителей оригинальных картриджей, которые практически не снизили долларовый эквивалент цены картриджа. Как следствие, на рынке возросла доля неоригинальных картриджей. Этот сегмент весьма неоднороден по своей структуре и включает совместимые, перезаправленные, восстановленные, контрафактные расходные материалы. Особенно разнообразная картина на рынке лазерной расходки, структуре которой посвящена данная статья.

Оригинальные картриджи

Оригинальными считаются картриджи, которые выпускает сам производитель печатающего устройства. Это очень значимая статья их бизнеса, превышающая оборот по основному «железу».

Рисунок. Объемы сегментов лазерных принтеров и МФУ и картриджей для них ( в денежном выражении).

На рисунке приведены данные компании ITResearch по денежным объемам сегментов лазерных принтеров и МФУ и картриджей для них по итогам 2008 и 2009 гг. Видно, что рынок картриджей заметно превосходит рынок печатной техники. Причем пропорции не изменились и в кризис, хотя по абсолютным показателям рынок упал и там и там. В целом доходность в процентах на один картридж выше, чем на принтер.

Можно оценить, сколько средств уходит на печать при интенсивности, близкой к рекомендуемой производителем, и как это соотносится с затратами на приобретение самого печатающего устройства. Так, на картриджи для принтеров из категории «для средних рабочих групп» за три года уходит примерно в 10 раз больше средств, чем первоначальные затраты на покупку принтера (зависит от производителя, модели принтера, интенсивности печати, покрытия страницы и т. д.). Это наводит на мысль, что затраты на отпечатанные копии довольно быстро начинают превосходить первоначальные затраты на покупку принтера. А значит, производитель мог бы раздавать свои принтеры бесплатно, если б была уверенность, что пользователь будет активно печатать и покупать только оригинальные расходные материалы. Однако существует альтернатива в виде неоригинальных картриджей, и производителям приходится непрерывно убеждать пользователя покупать оригинальные расходные материалы.

Совместимые картриджи

К данной категории относятся картриджи, которые производятся не производителем принтера, для которого они предназначены, а сторонней компанией без использования торговых марок производителя печатной техники. Законодательству, если не нарушены патентные права, это не противоречит. Да и патенты в нашей стране слабо защищают принтерных вендоров. Производителям совместимых картриджей всего лишь нужно не бездумно копировать оригинальный картридж, а сконструировать совместимый с принтером корпус, использовать тонер, по своим физико-химическим свойствам напоминающий оригинальный, и т. д. Доказать копирование при отсутствии 100%-ного совпадения с оригиналом невозможно. Скорее, в данном случае закон, а точнее антимонопольный комитет, борясь с монополией одного производителя картриджей для принтера одного бренда, стоит на стороне компании, поставляющей совместимую продукцию.

В ряды торговых марок совместимых картриджей для лазерных принтеров, которые продаются в России, входят крупные специализированные международные компании-производители Katun, Pelikan и др., а также компании, которые российскому потребителю известны по другим сегментам (совместимые струйные картриджи, фотобумага): Lomond, Profiline, Hi-Black, Solution Print и пр. Некоторые дистрибьюторы оригинальных картриджей обзавелись «своими» торговыми марками совместимых картриджей. Цены на совместимую расходку (см. таблицу) зависят от репутации и маркетинговой политики компании.

Таблица. Примеры принтеров и картриджей различных типов для них

Производители печатной техники стараются всячески дискредитировать возможность появления качественных совместимых картриджей. Благо доводов в виде примеров хватает. В настоящее время в Россию импортируется много продукции разного, в том числе и очень низкого качества. Потом она продается под российско-ориентированными торговыми марками. По нашим оценкам, основанным на опросе мнения игроков рынка, на середину 2010 г. число продающихся в России совместимых картриджей не превышало одной четвертой от числа оригинальных.

Почему же данный тип картриджей не пользуется большой популярностью при вменяемом качестве и гарантиях некоторых держателей торговых марок? Во-первых, потребитель, запуганный производителем оргтехники и непривыкший к совместимой продукции, опасается нарваться на некачественную продукцию. Гарантии продавца — это, конечно, хорошо, но в случае поломки процессы диагностики, согласования расходов, ремонта/замены могут занять продолжительное время. Даже мысль о том, что есть вероятность остаться на это время без печатающей техники, — не из приятных. Во-вторых, выбор определяется тем, кто будет ответственен за простой техники или выход ее из строя. Если проблемы возникнут при использовании оригинальных расходных материалов, то ответственность будет нести производитель техники и расходных материалов. Если же используются неоригинальные материалы, то виноват будет тот сотрудник, который с целью экономии решил рискнуть и взять неоригинальные картриджи. В-третьих, если уж потребители хотят экономить, используя неоригинальную расходку, то хотят это делать по полной, и тут им протоптана дорожка к перезаправщикам.

Перезаправка

Что, когда тонер в картридже закончился, может быть проще и дешевле простого добавления тонера? Отсюда и популярность перезаправки. Правда, самая простая схема — она самая дешевая (см. таблицу), но и самая некачественная. Детали картриджа: барабан (фоторецептор), лезвия, ролики, имеют больший ресурс, чем число страниц, на которое рассчитан запас тонера. Кроме того, надо отметить, что расход тонера прямо пропорционален количеству напечатанных страниц и покрытию страницы (ресурсы картриджа в таблице указаны, исходя из 5%-ного заполнения). Ресурс барабана зависит от количества проворотов, т. е. только от числа напечатанных страниц. Таким образом, если на одном картридже напечатано 2 тыс. страниц с 5%-ным заполнением, а на другом (точно таком же) — 4 тыс. страниц с 2,5%-ным заполнением, то барабан второго будет вдвое более расшатанным, чем в первом.

Наверное, все это надо учитывать. Однако некоторые картриджи перезаправляют несколько раз даже с возможным превышением ресурса фоторецептора. Обычно при истощении барабана на листах появляются полосы, что, например, при печати черновиков, в принципе, некритично. В некоторых случаях ресурс барабана меньше чем в два раза превышает ресурс тонера картриджа (как, например, в случае указанного в таблице HP Q7545A), а, следовательно, уже после первой перезаправки в процессе использования может начать печатать неудовлетворительно.

Восстановленные картриджи

Восстановление — это по существу более цивилизованный способ перезаправки. При восстановлении картриджа кроме заправки тонером, очистки всех деталей картриджа и снятия остаточного заряда происходит замена барабанов, лезвий и роликов. Как продолжение восстановления еще есть рециклинг — кроме операций по восстановлению проводится полная или частичная замена корпусных элементов картриджа. Вообще восстановление и заправка, если они проведены по всем правилам и качественными материалами, являются правильными с точки зрения экологии, так как в этом случае утилизация отработанных картриджей производится реже. Естественно, для разных моделей, а точнее — групп принтеров, среднее количество перезаправок картриджа различается.

По разным оценкам, в целом по рынку перезаправленных + восстановленных картриджей продается в 3-4 раза больше, чем оригинальных.

Контрафакт

Вот уж что одинаково успешно напрягает и производителей оригинальных картриджей, и совместимых, так это наличие на рынке контрафактной продукции. Несанкционированное использование чужих торговых марок всегда являлось незаконным, но, как видно, это не помогает полному искоренению данного явления.

Поддельная продукция попадает пользователям несколькими путями. Например, через розницу — можно предположить, что нерадивые дилеры с целью получения большей прибыли разбавляют/заменяют оригинальную продукцию подделками. На предприятия подделки часто попадают через тендерные поставки. Вероятнее всего, тут имеет место поставка картриджей уровня более-менее качественной совместимой расходки под торговой маркой производителя принтера с различными схемами откатов и пр.

Картриджи, которые поставляются для печатающей техники, в отличие от нее самой, находятся не на виду, т. е. понять, какой именно картридж был установлен, невозможно без его извлечения. Да и посмотрев на него, далеко не каждый поймет, новый это картридж или перезаправленный. Объем денежных средств, которые выделяются на покупку партии картриджей (10, 20, 50 штук и т. д.) даже для небольшого предприятия впечатляет. Все это создает почву для наживы нечестными людьми на смене картриджей. Схемы достаточно просты, не хочется их приводить, чтобы они воспринимались как руководство к действию. Хотя, те, кто хотел поживиться на расходниках, давно все это знает.

Естественно, вендоры оригинальной продукции стараются всячески бороться в контрафактом. Основной метод — использования отличительных голограмм, наклеек с кодами, предоставление списка надежных авторизованных партнеров на локальном сайте компании, мониторинг розничных торговых точек, информирование пользователей о том, как распознать поддельную продукцию и куда обращаться в случае обнаружения подделки. Последовательную работу по борьбе с поддельными (да и с другими категориями неоригинальных расходных материалов) ведут многие вендоры, в частности, Brother, HP, Epson, Panasonic.

В экспертных оценках игроков рынка по доле контрафакта наблюдается самый большой разброс на фоне оценок предыдущих неоригинальных подсегментов. Различие, по всей видимости, кроется в том, что разные группы участников рынка имеют разные «отношения» с контрафактом, кому-то он мешает, а кому-то — выгоден. Для производителя это основная головная боль, ведь они могут поднять продажи оригинальных картриджей путем уменьшения контрафакта в канале. Похожая ситуация и с поставщикам совместимой продукции, которые вынуждены пробиваться на предприятия, куда под видом оригинальных картриджей поставляют контрафакт. В обоих случаях оценки доли контрафакта (возможно, и вследствие эмоционального фактора) очень высоки (до 50% от числа оригинальных картриджей). В противоположных случаях оценки гораздо скромнее — около 5%.

Все это указывает на то, что уровень понимания рынка неоригинальных расходных материалов недостаточно высок даже среди специалистов. Его исследование и анализ чрезвычайно сложен и трудоемок, и полностью адекватных методик, пожалуй, нет. Хотя можно предложить некоторые подходы к решению этого вопроса.

Методология исследования рынка картриджей для лазерной печати

Рынок расходных материалов для лазерных устройств печати довольно динамично меняется в смысле соотношения долей сегментов картриджей различных типов. В наиболее развитом состоянии сейчас находится подсегмент оригинальных, картриджей, компания ITResearch регулярно его исследует с 2005 г. Сегмент совместимых лазерных картриджей также можно исследовать методами прямого счета, поскольку число значимых вендоров конечно.

А вот исследование объемов перезаправки представляет собой очень сложную и трудоемкую задачу. Здесь можно предложить какой-то один, или, для получения более точной картины, одновременно несколько методов.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.