Первые признаки восстановления спроса на периферийные устройства, как и на продукты других сегментов рынка ИТ, появились уже во второй половине прошлого года , а в текущем году можно говорить об уверенном росте продаж во всех категориях устройств. Правда, учитывая глубину прошлогоднего падения рынка периферии (почти до 50% в отдельных сегментах), положительные итоги первого полугодия не стоит переоценивать.

Печатающие устройства

Уже в первом квартале, впервые за последние полтора года, динамика продаж вышла в положительную зону, превысив 20% в годовом исчислении, а в целом за полугодие общее количество проданных принтеров и настольных МФУ составило 1,57 млн шт., что на 19,3% больше, чем за первые шесть месяцев 2009 г. (см. рис. 1) В денежном выражении объем рынка оказался чуть больше 340 млн долл., т. е. прошлогодний показатель превышен на 32,6%.

Рис. 1. Динамика продаж принтеров и настольных МФУ (в % к соответствующему периоду предыдущего года, в штуках).

В то же время, несмотря на двузначные цифры прироста продаж, характеризовать ситуацию на рынке как быстрое восстановление обоих компонентов рынка – продуктового предложения и платежеспособного спроса, все же нельзя. Достигнутые в первом полугодии суммарные показатели продаж в абсолютном выражении оказались примерно такими же, что и в первой половине 2004 г. и почти в полтора раза меньше, чем в наиболее успешном 2007 г.

Одной из главных особенностей начального этапа восстановления рынка являются отличия в динамике восстановления платежеспособного спроса на отдельные категории продуктов. В 2009 г. негативное влияние ухудшения общеэкономической ситуации почти в одинаковой степени сказалось на платежеспособности как корпоративных потребителей, так и массового пользователя, и темпы падения продаж в основных сегментах рынка печатающих устройств были близкими. На этапе послекризисного роста рынка в первом полугодии 2010 г. ситуация выглядит по-другому.

Рис. 2. Динамика продаж различных категорий печатающих устройств (в штуках, %).

Как видно из диаграммы (см. рис. 2), динамика увеличения продаж в лазерном сегменте, особенно настольных МФУ, оказалась существенно выше, чем в струйном, что свидетельствует о более быстром восстановлении спроса в корпоративном секторе потребителей.

Если сравнивать итоги первого полугодия 2010 г. с предыдущим периодом, то по общему объему продаж МФУ уже приблизились к показателям первых двух кварталов предкризисного 2007 г., в то время как в принтерных сегментах достижения такого уровня ожидать не приходится. В текущем году, после некоторого замедления процесса экспансии МФУ в период экономических трудностей, соотношение между одно- и многофункциональными печатающими устройствами вновь стало быстро изменяться в пользу последних (рис. 3), причем в обоих кварталах замещение принтеров на МФУ шло гораздо быстрее в лазерном сегменте, в то время как в предкризисный период лидерами процесса замещения выступали струйные МФУ.

Рис. 3. Динамика соотношения продаж принтеров и настольных МФУ (в штуках).

Действительно, для лазерных устройств первая половина года обычно оказывается более благоприятной, чем для струйных, однако в данном случае на опережающий рост продаж в этом сегменте (почти до миллиона устройств, на 26% больше, чем в первом полугодии 2009 г.) повлиял не только сезонный фактор. Основной причиной можно считать накопившийся в прошлом году отложенный спрос (частично из-за снижения платежеспособности потребителей и возникших в связи с этим трудностей в канале, частично – из-за недостаточного предложения со стороны производителей, поскольку в отдельные периоды ощущался значительный дефицит продуктов). В подсегменте настольных МФУ он ощущался сильнее из-за вынужденного перехода бизнес-потребителей к более экономной политике закупок (в частности, вместо расширения и обновления парка более дорогими многофункциональными аппаратами основное внимание уделялось поддержанию в рабочем состоянии установленной базы устройств, большую, и более «возрастную» часть которых все еще составляют принтеры). В первой половине 2010 г. динамика продаж настольных лазерных МФУ была вдвое выше, чем принтеров, и во втором квартале по количеству проданных устройств они вплотную приблизились к принтерам. При этом в обоих классах устройств продолжалось смещение спроса в сторону более производительных моделей. Почти в полтора раза выросли продажи принтеров со скоростью печати свыше 30 стр./мин, а в категории настольных лазерных МФУ производительностью 20–30 стр./мин продажи утроились. Перераспределение спроса в пользу МФУ наблюдается также в цветном лазерном сегменте, хотя и не с такой интенсивностью, как на рынке монохромных устройств. По темпам роста продаж цветные МФУ также опережали принтеры и по сравнению с первой половиной 2009 г. их рыночная доля заметно возросла. Такая динамика явно показывает, что период “замораживания ” бюджетов развития ИТ-инфраструктуры в организациях заканчивается.

Наряду с тенденцией опережающего роста продаж лазерных МФУ можно также отметить усиление конкуренции в этом сегменте рынка. Хотя по-прежнему основной объем продаж этих устройств приходится на продукты компаний* Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, заметно возросла активность вендоров «второго эшелона», прежде всего – в сегменте монохромных МФУ, позиционируемых на малый бизнес. По сравнению с первой половиной прошлого года свою рыночную долю увеличили Brother и Panasonic, причем у второго из вендоров этот показатель уже приближается к 10%. В сегменте лазерных принтеров позиции четырех ведущих производителей по сравнению с прошлым годом изменились мало.  

В струйном сегменте, где в прошлом году наблюдалась тенденция к изменению структуры спроса в пользу принтеров и их рыночная доля по отношению к МФУ перестала сокращаться, в первом полугодии 2010 г. экспансия многофункциональных устройств возобновилась. Так же, в отличие от прошлого года, несколько ослабла и зависимость спроса от ценового фактора. Во всяком случае, в подсегменте принтеров прекратился быстрый рост доли моделей начального уровня стоимостью до 100 долл., наблюдавшийся в кризисный период, а в подсегменте МФУ темпы увеличения продаж моделей этой ценовой группы оказались самыми низкими. При общей, достаточно скромной динамике рынка струйников в целом (плюс 10% к прошлому году против 26% у лазерных устройств) можно отметить более высокую востребованность устройств старшей ценовой категории, где сосредоточены высокопроизводительные модели для офиса, а также фотопринтеры и фотоцентры для профессиональных приложений.

Всего за рассматриваемый период было продано 597 тыс. струйных принтеров и МФУ. В текущем году степень консолидации рынка еще больше возросла, поскольку в подсегменте принтеров предлагались продукты только трех производителей * – Canon, Epson и Hewlett-Packard, а в подсегменте МФУ на долю четвертого вендора – компании Brother (в продуктовой линейке которой присутствуют только струйные МФУ) – пришлось всего около 1% рынка. У еще одного производителя струйных устройств, компании Lexmark, в первом полугодии продаж практически не было.

Сканеры

На фоне значительного снижения спроса на планшетные сканеры в 2009 г., когда общее количество проданных устройств сократилось относительно 2008 г. почти наполовину, показатели первой половины текущего года выглядят более благоприятными. В штучном выражении планшетников было продано чуть больше 106 тыс. шт., всего на 2% меньше, чем годом раньше, причем во втором квартале наблюдался даже рост продаж, правда, по отношению к самой нижней точке спада, пришедшейся на II квартал 2009 г. Денежный объем рынка за рассматриваемый период увеличился на 8%, до 13,3 млн долл., что в основном определяется его структурными изменениями. Как и в других сегментах ИТ-рынка, эта динамика свидетельствует о восстановлении платежеспособного спроса, пусть даже и в рамках общей долгосрочной тенденции к снижению интереса пользователей к однофункциональным планшетным устройствам (на протяжении нескольких предкризисных лет продажи планшетных сканеров уменьшались ежегодно на 15–17%).

В отличие от ситуации, наблюдавшейся в прошлом году, когда существенно возросло влияние ценового фактора, сейчас основной прирост пришелся на планшетники не начальной ценовой категории (до 100 долл.), а на более дорогие устройства. В то же время этот, довольно заметный сдвиг в структуре спроса (рис. 4) был вызван не только возможностью пользователей приобретать более дорогие устройства.

Рис 4. Изменение структуры продаж планшетных сканеров по ценовым сегментам.

На увеличение доли подсегмента планшетных сканеров с ценой 101–200 долл. повлияло также и повышение стоимости отдельных популярных моделей, ранее входивших в нижнюю ценовую группу (хотя в целом по рынку процесс эрозии цен продолжался). Свою роль сыграли и изменения в продуктовой политике вендоров. Хотя в целом процесс обновления товарного предложения в сегменте планшетных сканеров в последние годы нельзя назвать особенно активным, тем не менее и среди выведенных на рынок моделей большую часть составили «продвинутые» устройства. Новые модели планшетников в большей степени ориентированы на пользователей с повышенными требованиями к качеству и скорости оцифровки, а также к возможностям обработки изображений, в том числе и в части комплектации их программным обеспечением для обработки фотографий и слайдов.

Изменения в структуре сегмента и предпочтениях потребителей отразились и на списке бестселлеров рынка планшетных сканеров. Год назад в десятку наиболее популярных продуктов входили только две модели стоимостью свыше 100 долл., в то время как в первом полугодии 2010 г. их уже было больше половины, и тенденция к выбору пользователями более продвинутых моделей сохраняется во втором полугодии. Впервые в этом списке отсутствуют продукты компании Mustek, модели начального уровня которой много лет были в числе лидеров продаж (однако позиции этого вендора в старших ценовых категориях планшетных сканеров остаются достаточно сильными). В результате степень консолидации рынка планшетников, неоднократно отмечавшаяся в предыдущих публикациях, возросла еще больше. Суммарная рыночная доля трех лидирующих компаний* Canon, Epson и Hewlett-Packard (в натуральном выражении) в первом полугодии превысила 90%.

Спрос на рынке документ-сканеров, снижение которого в кризисный период было существенно менее глубоким, чем в других сегментах периферийных устройств, и восстанавливаться начал быстрее. Уже во второй половине 2009 г. продажи устройств, предназначенных для скоростной оцифровки документов, возросли в полтора раза, и в текущем году эта тенденция продолжилась. Всего за первое полугодие 2010 г. было продано 10,6 тыс. документ-сканеров, а денежный объем этого рынка составил около 15,5 млн долл. Наиболее удачным стал второй квартал, в котором количество проданных устройств увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., а денежный показатель вырос на 116%. Такие высокие темпы роста свидетельствуют о значительном накопившемся отложенном спросе и, скорее всего, в дальнейшем следует ожидать их снижения, по крайней мере в самых массовых подсегментах документ-сканеров скоростных диапазонов до 30 стр./мин и 31–60 стр./мин.

В отличие от динамики прошлого года, когда наиболее высокие темпы увеличения продаж отмечались в младших скоростных категориях документ-сканеров, в первом полугодии опережающий рост демонстрировали модели для потоковой обработки документов производительностью свыше 60 стр./мин (рис. 5).

Рис 5. Динамика продаж в различных скоростных категориях документ-сканеров (H1’10/H1’09, в штуках).

Хотя в количественном отношении на эти продукты приходится весьма малая часть продаж, в денежном объеме рынка их доля более значима и за рассматриваемый период она возросла до 13%.

Следует также отметить растущую популярность портативных (мобильных) документ-сканеров формата А4, которые оказываются полезными не только в офисе, но и для подготовки электронных документов сотрудниками, выезжающими в командировки, или работающими в полевых условиях.

В целом на рынке документ-сканеров в первом полугодии лидировали компании* Canon, Epson, Hewlett-Packard и Fujitsu, на долю которых пришлось свыше 80% всех проданных устройств, а в категории потоковых сканеров производительностью более 60 стр./мин две трети продаж составили продукты Fujitsu и Panasonic.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.