Экспортная индустрия разработки программного обеспечения в России доказала свою живучесть даже в условиях тяжелейшего всемирного экономического кризиса, что говорит о ее серьезном потенциале, который в более благоприятных условиях может раскрыться еще шире.

Действительно, при падении спроса на мировом рынке ПО на 2,3-2,6% (по данным IDC и Gartner) и ИТ-услуг на 5,3% (Gartner) российским софтверным компаниям в прошлом году  удалось сохранить объем продаж за рубеж (или даже увеличить их на 5%, что, однако, находится в погрешности измерения). Экспорт российского программного обеспечения и услуг, связанных с его разработкой, по итогам 2009 г. достиг 2,75 млрд долл. Это очень близко к прогнозу, который давало прошлогоднее исследование РУССОФТ, что также говорит в пользу стабильной прогнозируемости этого рынка.

Цифра +5% динамики объема экспорта ПО смотрится откровенным провалом, однако на фоне катастрофического падения российского ИТ-рынка это выглядит просто впечатляюще. Существуют разные цифры этого падения, усредняя, можно уверенно говорить о сокращении ИТ-рынка где-то на 35% в долларовом выражении.

Для государств со стабильной экономикой подобное падение, вероятно, выглядело бы катастрофическим. Этот показатель особенно велик на фоне данных о сокращении мирового рынка ИКТ и мировых расходов на ИТ примерно на 2–4%.

Однако катастрофы для экспортной индустрии разработки ПО в России не произошло. Отдельные небольшие компании потерпели крах или находятся на грани банкротства, но отрасль в целом пережила кризис приемлемо. И для возобновления роста рынка почти прежними темпами имеются все основания.

Благоприятные для рынка прогнозы связаны с происходящим восстановлением спроса. Не случайно игроки рынка экспорта ПО в своих прогнозах настроены довольно оптимистично, или осторожно оптимистично, ибо на 2010 и 2011гг. в их прогнозах звучат оценки, близкие к показателям 2008 г., все-таки уже «подпорченного» кризисом.

РУССОФТ сегментирует экспортную индустрию разработки ПО на три основных сегмента, и, судя по диаграммам на рис. 1, в кризисных условиях они развивались по-разному.

Рис. 1. Распределение экспорта ПО по источникам поступления экспортной выручки.

Объем российского экспорта ПО вырос, главным образом, благодаря успешным продажам за рубежом программных продуктов, они увеличились  на 28% (надо признать, что этот внушительный рост обязан прежде всего лидеру – Лаборатории Касперского). Тем не менее, впервые объем экспорта продуктов и типовых решений превысил символический рубеж в 1 млрд долл. Продажи услуг по разработке ПО остались на уровне 2008 г. Несколько снизились обороты  центров разработки ПО зарубежных корпораций в России. Предполагается, что в ближайшие годы продолжится ускоренный рост экспорта программных продуктов, а экспорт услуг по разработке ПО будет расти чуть медленнее, при этом  все более смещаясь в нишу высокотехнологичных разработок и специализированных решений.

Наряду с сохранением общих позитивных позиций России в рамках мировой сервисной индустрии экспортной разработки ПО стоит отметить укрепление позиций наших ведущих компаний. В рейтинге The 2010 Global Outsourcing 100 отмечено рекордное количество компаний из России и соседних русскоговорящих стран – 13.

Возможно, успехи нашей страны в данной сфере были бы еще более весомы, если бы не специфическое имиджевое наследие. Примерно в 40% публикаций в зарубежной прессе, в которых есть слова Russia и Software, речь идет не об успешных российских софтверных компаниях или победах команд российских университетов на соревнованиях по программированию, а о распространении спама, вирусов и кибератак, что создает в целом негативный образ страны. Только 15% публикаций несут  в какой-то степени позитивный образ России. Негативный фон публикаций о России и ее ИТ-индустрии явно не соответствует реальной жизни, в которой Россия по объему производства спама и вредоносного контента заметно отстает от США, Китая, Бразилии и ряда других стран.

Серьезного признания добились наши столицы среди быстро растущих мировых центров НИОКР в области ИТ по рейтингу Global Services&Tolons. В 2009 г. Санкт-Петербург занял в этом рейтинге 1-е место, опередив Бангалор, Москву, Шанхай и Дублин. 

Если заметное изменение структуры рынка в определенной степени определяется спецификой кризисного и посткризисного периода,  и эксперты допускают возможность ее изменения в обратном направлении, то тренды в географической и региональной структуре вполне могут быть закономерными.

Согласно проведенному опросу, в 2009-2010 гг. продолжается неуклонное снижение роли рынка «США и Канада» для российских разработчиков ПО. На том же уровне остается рынок Западной Европы, несколько повышается значение рынков Франции и Италии. Самым быстрорастущим рынком становится рынок стран СНГ. Наблюдается расширение присутствия российских разработчиков ПО на новых для них рынках: Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Австралии и Африки.

Если говорить о внутрироссийских территориальных трендах, можно отметить продолжение экспансии крупных компаний разработчиков ПО в регионы России. Головные офисы и удаленные центры разработки опрошенных компаний находятся в 50 российских городах. Все более привлекательным регионом для размещения удаленных центров разработки для россиян становится Белоруссия. Такие центры будут создаваться также в Китае, Вьетнаме, странах Восточной Европы.

Еще в прошлогоднем исследовании  большинство респондентов  считало, что кризис «незначительно ухудшил ситуацию» для индустрии. Возможно, в тот период к компаниям еще не пришло осознание негативной специфики новых условий. Но и сейчас, когда рынок пережил «дно» падения в середине прошлого года, и самый острый негатив остался, будем надеяться, позади, коллективное мнение о воздействии кризиса на отрасль не изменилось.

Потрясения в финансовой сфере России почти никак не отразились на российских софтверных компаниях. Да, стоимость кредитов в период кризиса значительно возросла, но у софтверные компаний и так нет широкой возможности заимствований, поскольку не они имеют ликвидных залогов. Возможно, поэтому прошедший год компании разработчиков ПО осторожно относились к перспективам роста рынка и привлечению инвестиций, которые привлекали не более 8% опрошенных компаний. О завершении периода неопределенности говорит тот факт, что о желании привлечь внешние источники финансирования в ближайшие два года заявили 20% респондентов

Оценивая  условия для своей деятельности в России в 2009 г., компании лучше, чем в предыдущем опросе, оценили такие параметры, как «наличие современной инфраструктуры», «обеспеченность кадрами». Как ни парадоксально, но большее количество положительных оценок по этим параметрам вызвано, скорее всего, экономическим кризисом. Он привел к снижению ставок аренды коммерческой недвижимости и к некоторому (временному) снижению напряженности на рынке труда. Кризис в самом деле положительно отразился на рынке труда. В результате кризиса компании освободились от специалистов, в спешке набранных в период экстенсивного роста, но квалифицированных сотрудников старались удержать. На рынке труда появились специалисты сокращенных ИТ-служб предприятий, которых можно было быстро доучить для работы в софтверных компаниях. Кроме того, кризис привел к падению курса рубля по отношению к доллару и евро, что снизило себестоимость разработки ПО в России, выраженную в основных мировых валютах.

По сравнению с предшествующим годом, в 2009 г. опрошенные компании-экспортеры значительно сократили активность на российском рынке труда: в течение года никого не приняли на работу 23% компаний, тогда как годом ранее таковых было 9%, а в 2008 г. – 5%. В то же время компании старались удержать костяк коллектива, а сотрудники чаще стремились сохранить свое рабочее место, нежели искать лучшие условия оплаты. Показатель текучести кадров в России в 2009 г. не только не увеличился, но даже несколько уменьшился (6%  вместо 9% в 2008 г.).

Заработная плата в софтверных компаниях в 2009 г. незначительно снизилась, но к началу 2010 г. вернулась  на докризисный уровень.

Все же стоит сказать, что потенциал роста индустрии в России нивелируется потерями (ожидаемыми и уже возникшими) от изменения налоговой политики в стране. Рост объема выплат с заработной платы, который предусмотрен законодательством о замене ЕСН на социальные платежи, существенно ухудшает финансовые показатели компаний-разработчиков. Для компаний-экспортеров ПО замена ЕСН на социальные платежи означает еще и потерю льгот по ЕСН, которыми они пользовались в 2008–2009 гг.

На фоне опасности выдавливания индустрии за счет роста социальных платежей несколько теряются другие факторы, которые могли бы содействовать росту индустрии. Из них прежде всего надо выделить снижение административных барьеров в области валютного и таможенного регулирования. И, конечно, поддержку международной маркетинговой деятельности, которая является единственным видом прямого государственного субсидирования компаний, разрешенным ВТО, но в России практически не применяется.

Налаживающийся в последние месяцы диалог индустрии с государством позволяет надеяться на то, что указанные проблемы, включая даже те, что связаны с социальными платежами, могут быть разрешены еще в текущем году. Тогда прогнозы аналитиков по росту экспорта ПО и услуг на 15–20% в ближайшие два года будут вполне реалистичными.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.