Современный бизнес все чаще требует мобильности персонала, но вместе с тем все продолжающийся финансовый кризис заставляет российские компании сектора СМБ ужесточать контроль расходов даже на потребляемые услуги связи. Таким образом, дорогие цифровые АТС с функциональностью VoIP в ближайшей перспективе могут быть потеснены софтофонами и «виртуальными» АТС.

Типология локальных VoIP-решений

Наиболее восприимчивы к виртуальным АТC и локальным VoIP-решениям небольшие и средние компании, которым нужно оперативно организовать входящую связь без «привязки» к физическому местоположению сотрудников или офиса. Поэтому, при минимальной стоимости «входного билета», выбор часто падает именно на тех операторов связи, которые могут предоставить это в виртуальном режиме. Разумеется, такое решение по обработке вызовов всегда базируется на специальном аппаратно-программном комплексе, который работает с ними по заранее заданным критериям обработки. Но для подключения к подобным сервисам потребителю требуется только канал доступа в Интернет.

Как отмечает Виталий Солонин, ведущий консультант компании J’son & Partners Consulting, на конец I полугодия 2009 г., в среднем по России услугой «Виртуальная АТС» (IP-Centrex, Hosted PBX) пользовалось около 6% компаний малого и среднего бизнеса — результат, надо сказать, для нишевой услуги вполне позитивный. В основном, целевая аудитория таких услуг находится в крупных городах, где существует значительный спектр предложений скоростных каналов связи по доступной цене.

Отметим, что на российскjv корпоративном рынке VoIP активно играют как небольшие операторы («База» — проект «Центрального телефона», Mango-Office — от MangoTelecom, проект «МультиНомер» от «Арктел», «неПростоНомер» от Rosnet и т. д., так и крупные операторы — «Лоджик Лайн» от «Комстар-ОТС», «Виртуальная АТС» от «ВымпелКом» и «Мобильная АТС» от «МегаФон». Большинство таких компаний работает, конечно, в столичном регионе и Санкт-Петербурге: здесь достаточное количество операторов-партнеров, которые могут продать номер из своей емкости и пропустить трафик по разумным ценам. В регионах (обычно — только в городах-миллионниках), разумеется, таких компаний совсем немного: это либо крупные операторы связи (к примеру, «МегаФон»), обладающие своими магистральными линиями связи или арендующим их у крупных игроков рынка, либо небольшие региональные представительства столичных игроков рынка. Хостинг IP-систем — относительно новый вид услуг, которые предназначены в первую очередь для тех компаний (как правило, из малого и среднего бизнеса), у которых нет главного офиса и много мобильных сотрудников. А таких за последнее время становится все больше.

Структура рыночных предложений

Типология всех «виртуальных» сервисов строится по классическому принципу «от простого к сложному». То есть многочисленные небольшие компании могут предоставить только ограниченный набор услуг, а крупные операторы связи — полноценные сервисы с широким спектром настроек и функционала. В первую группу часто попадают компании, ранее занимавшиеся самой обычной VoIP-телефонией и накопившие связи с мобильными, транзитными и фиксированными операторами, а также определенную базу клиентов и опыт работы с сектором СМБ. Во вторую группу часто попадают крупные интегрированные операторы связи, имеющие в своем арсенале и фиксированную и мобильную составляющую. Для них определенная доля «виртуальности» является вполне позитивным вариантом «отбора» клиентов у конкурентов за счет расширения спектра услуг.

Но вот цены от величины компании сильно различаться не будут, поскольку рынок уже давно стабилизировался и ценовым демпингом здесь результата не достичь — только пакетными предложениями и новыми сервисами. Причем, организовать подключение к подобным сервисам для среднего клиента достаточно просто.

В целом, отмечает Артем Акчурин, аналитик компании Comnews Research, решения IP-Centrex можно разделить на два основных типа — на базе фиксированных сетей и на базе мобильных. Причем, доля именно мобильных решений на рынке, соглашается он с мнением г-на Солонина, пока крайне мала и может увеличиться только за счет конвергентных решений, когда в корпоративной телефонной сети одновременно присутствуют стационарные телефоны и мобильные от одного оператора связи. Поэтому в портфеле услуг того же «Вымпелкома» «услуга виртуальной АТС смотрится более весомой, так как вместе с возможностями „Совинтела“ и достигается эта конвергентность». «Если говорить о фиксированных сетях, решения VoIP организуются не сами по себе, как отдельная услуга, а в основной своей массе идут опционально к базовой услуге по передачи данных (доступ в Интернет, VPN). Отчасти это объясняется тем, что провайдер услуги может гарантировать качество канала передачи данных только в своей сети. Таким образом, сроки подключения такой услуги невелики, поэтому компаниям сегмента СМБ зачастую выгоднее вместе с базовой услугой подключить IP-Centrex. При этом заказчик может рассчитывать на некоторую скидку.

Стандартный функционал

Самый минимум «виртуальных VoIP-сервисов», на который может рассчитывать небольшая компания практически у любого игрока этого рынка, — это единый номер для приема входящих звонков, перевод вызова (позволит самостоятельно перенаправить вызов на любой номер или группу номеров), номера ускоренного набора, АОН, голосовая почта. В целом это устраивает почти всех бизнесменов, не имеющих офисного помещения, либо расположенных в удаленных регионах, но желающих автоматизировать бизнес-процессы и организовать телефонную связь между офисами и сотрудниками. С экономией на телефонной звонках, разумеется. Кстати, «физический» офис может и быть — все равно использовать такое решение выгоднее, чем арендовать телефоны у «придворного» оператора в бизнес-центре, — выйдет куда как дешевле и этот номер потом можно будет «забрать» с собой при переезде, а не обзванивать клиентов с предложением записать цифры обновленного номера компании.

Для пользователя же, который звонит на «виртуальную АТС», ничего не меняется: все поступающие ему вызовы предварительно обрабатываются системой оператора связи. Она сама обеспечивает автоматическое обслуживание вызова, заменяя многие функции обычного секретаря.

Стоимость внедрения

Цена реализации подобных решений, как обычно, состоит из двух основных частей, — это постоянные затраты и переменные. В случае работы с «обычной» IP-АТС первоначальные затраты складываются из стоимости «железа» (к примеру, мини-АТС с поддержкой IP и SIP, возможностью обслуживания 32 внешних IP-линий и до 64 системных IP-телефонов стоит в районе 13–15 тыс. руб.) и подключения потока E1 (около 2 Мбит/с — 30 каналов связи) по медной паре, что обойдется примерно в 30 тыс. руб.

Для виртуальных же АТС ценообразование будет другим. Основным драйвером использования VoIP на российских предприятиях является возможность значительной экономии на междугородних и международных звонках по сравнению с обычными звонками через операторов дальней связи. В меньшей степени IP-телефония используется для снижения затрат на этапе внедрения сети и ее эксплуатации, а также для повышения эффективности коммуникаций и бизнес-процессов

Между тем, стоимость «входного билета», первоначальные платежи за возможность использовать те или иные услуги, у таких систем ниже всех других вариантов. Базовая услуга — это виртуальный телефонный номер, на которую уже надстраиваются тарифные опции или модификации. Вне зависимости от тарифного плана (а их у компании может быть и 3, и 5, и даже 7) придется сначала заплатить за сам факт выделения номера в том или ином цифровом коде (стоимость выделения в коде 499 — от 500 руб. в коде 495 — от 2800 руб.) и за его аренду за первый месяц (минимальный размер — 500–2000 руб.). Второй показатель — это арендные платежи, которые обычно незначительно варьируются в зависимости от оператора связи. И третья часть затрат — это деньги за переадресацию вызова на тот или иной мобильный или фиксированный терминал. Минимум, который обычно включается в абонентскую плату — это 50–100 мин городских вызовов, 100–400 мин для звонков на мобильные и 100—500 мин VoIP-вызовов. Дальше — от 6 коп. до 1,8 руб. за каждую минуту вызовов.

Таким образом, по мнению Артема Акчурина, услуга IP-Centrex позволяет компании сэкономить не только на покупке оборудования, необходимого для классического варианта реализации корпоративной телефонии, а также на каналах TDM (если речь идет не о IP-АТС), но и, в случае использования IP-терминалов, на инфраструктуре, так как может использоваться единая LAN-сеть для Интернет и телефонии.

Понятно, что по мере усиления конкуренции и снижения цен на услугу IP Centrex (виртуальная АТС), популярность этой услуги будет расти. По прогнозам J’son & Partners Consulting, ее проникновение в российском корпоративном секторе в ближайшие 2–3 года увеличится с 1—2% до 3—4%.

VoIP в мобильных терминалах

Еще одна тенденция последнего времени — возможность использовать VoIP-решения для мобильных сотрудников. Кроме мобильных версий различных софтофонов (наиболее мощный — конечно же, Skype, есть еще достаточно динамичный проект Fring и множество других), отметим два новых решения. Одним из первых в середине лета этого года такое ПО представили в «МегаФоне»: речь идет о проекте «Мультифон». Это стандартное компьютерное приложение для Windows XP или 7, функционирующее по принципу «несколько в одном»: у пользователя есть возможность осуществлять звонки по VoIP (причем для абонента, получающего звонок, его номер будет отображаться точно), отправлять сообщения в чате (аналог ICQ), а также пересылать на мобильные телефоны SMS или MMS.

Разумеется, «Мультифон» — не первая подобная программа на рынке, ранее аналогичную функциональность демонстрировала компания «Симбиотел» (проект EZTalk), здравствующая и поныне, причем сразу применительно к мобильным устройствам.

В целом, все телекоммуникационные решения для бизнеса сейчас развиваются в одном направлении и в ближайшем будущем сойдутся в одной точке: ее принято определять термином Unified Communications. Базовой услугой, уверены аналитики Comnews Research, там будет передача данных по каналу от клиента к провайдеру услуг, а все прочие услуги (телефония, аудио- и видеоконференцсвязь, IP-Centex и т. д.) будут лишь надстройками, позволяющими оперативно добавлять в пакет потребления корпоративного клиента необходимый ему функционал.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.