Рынок настольных ПК уже давно находится под гнетом ноутбуков, и его доля неуклонно уменьшается как в мире, так и в России. Кроме того, за последнее время все активнее анонсируются неттопы и моноблоки, которые также выступают серьезными субститутами «классических» десктопов. При этом очевидно, что названные тенденции воздействуют неравномерно, и на рынке десктопов есть сегменты, для которых упомянутые субституты не являются таким же мощным конкурентом, как, например, для недорогих компьютеров для нетребовательных пользователей. Из таковых наиболее значимым является сегмент «игровых ПК». Интерес к этой категории обусловлен наличием миллионов любителей игр, не готовых ограничиваться маломощным оборудованием, снижающим удовольствие от процесса развлечения.

В сентябре 2009 г. компания ITResearch провела исследование сегмента игровых настольных ПК в России. Нашей целью было оценить примерную емкость данного товарного сегмента, внутреннюю структуру сбыта с точки зрения конфигураций и цен, особенности сбыта подобных решений и, конечно, перспективы развития этого сегмента компьютеров в России. К сожалению, в статье мы не можем привести основные итоги исследования и ограничимся только качественной картиной, которая, впрочем, довольно интересна и показательна.

Проблемы терминологии

На поверку оказывается, что с самим понятием «игровой» нет четкости. Есть мнение (даже в профессиональной среде), что... в России нет никаких «игровых ПК». Нижеприведенные слова – сборная цитата, но все же возьмем их в кавычки: «Никто в РФ не позиционирует и не продает системные блоки как компьютер для игр. Есть компании, которые продают ПК в том числе и расширенных конфигураций, т. е. нечто с припиской „мощный компьютер, высочайшая производительность, полноценная мультимедиа и современные игры без компромиссов". И таких предложений действительно масса, т. е. чуть не у каждого сборщика первого ряда. Но не видно акцентированного предложения компьютеров для геймеров. Нет рекламы. Нет продвижения в игровое коммьюнити. Нет попыток создать вертикальные геймерские бренды, торговые точки и т. п. У нас нет брендов на подобие Alienware».

Что тут можно сказать. В приведенном виде эта позиция, конечно, утрирована. Есть компании, имеющие целенаправленное геймерское предложение десктопов. Наконец, стараниями представительства Dell у нас теперь будет и пресловутый Alienware. Но и сермяжная правда в приведенной позиции, безусловно, имеется. И для того чтобы дело вышло за пределы узкого круга продвинутых сборщиков-энтузиастов, коммерческая поставка готовых систем должна-таки появиться хоть в каком-то ассортименте.

Гейминг как образ жизни

Взглянем на проблему со стороны потребителя и его окружения. Гейминг как вид активности сейчас не считается в отечестве занятием достойным будущего инженера, врача и юриста. Тем более не считается он таковым для уже состоявшихся представителей этих специальностей. В понимании родителей и соседей Counter Strike – удел маргиналов, а игра в Lineage так и вовсе приравнен к наркотической зависимости. Однако практика показывает, что обывательский гнев в сторону «беспечных ездоков» не способен в исторической перспективе ограничить разрастание числа вовлеченных. И на месте узкой субкультурной прослойки рано или поздно вырастает массовый спрос и индустрия по его обеспечению.

Коммьюнити геймеров в «русскоязычном домене» есть, и в этом, наверное, мало кто сомневается. Важнее другое – насколько оно реально массово? Свершился ли его выход на уровень более широкого, обывательского круга, а соответственно, имеет ли место массовый спрос на те самые игровые ПК?

Вопрос важен не только с точки зрения объемных показателей. Ведь узкий круг игровых энтузиастов, которым все ограничивалось в прошлом, с легкостью «читал» спецификации GPU, умел обращаться с джамперами на «матерях», разбирался в таймингах памяти и умел наносить термопасту. Но, с существенным расширением круга пользователей, средняя компетенция игрового сообщества стала постепенно стремиться к уровню среднестатистического посетителя магазинов «Техносила». Поэтому, несмотря на то что число истинных «гиков» невелико, место для поставок готовых решений для более широкого слоя потребителей очевидно есть. Очень большую проблему составляют оценка рынка, выявление маркетинговых особенностей, подбор адекватных форм сбыта и проч. Собственно, это и есть главная причина, по которой мы занялись предметным исследованием данного сектора.

Понятийная база

Для начала следует определиться с понятиями. Как видно из вышесказанного, термин «игровой» неимоверно размыт. Проще всего изменить позицию: «ПК в конфигурации, достаточной для запуска современных игр». Причем под играми в данном случае мы, естественно, имеем в виду hard core и MMORPG, casual-игры и легкие on-line браузерного типа не рассматриваются.

Главным атрибутом игрового ПК в нашем определении мы считаем наличие дискретной видеокарты. Причем видеокарты уровня выше, чем «мейнстрим». Под этим уровнем мы понимаем GPU, начиная от NVIDIA GeForce 9600 GT или AMD Radeon HD 4650/4830. То, что лежит ниже, – GeForce 9400/9500 или HD 43xx/45xx – мы не включаем в исследование. Эти видеокарты уровня low-end ориентированы на сегмент SOHO или на старшие офисные машины – все-таки это не игровой уровень. Также мы пока не рассматриваем развивающуюся сферу гибридной графики – Hybrid SLI или CrossFire, где могут быть одновременно включены интегрированный в чипсет HMC и low-end видеокарта. Эти решения все же еще далеки от массового применения.

Другим необходимым атрибутом является наличие достойного центрального процессора. Здесь существует понятие сбалансированности конфигурации. Оно интуитивно понятно: бессмысленно ставить слабый чипсет GPU с CPU старшей из имеющихся модели, равно как притормаживать видеокарту за 250 долл. установкой бюджетного чипа тоже глупо. При всей логичности сказанного, практика продавцов может сильно отличаться. Но оценить сбалансированность продаваемых конфигураций по розничному рынку в целом – задача крайне тяжелая. И мы в данном случае исходим из предположения, что все собираемые домашние системные блоки сбалансированы по CPU и GPU. Что, наверное, слишком оптимистично, но этот оптимизм вынужденный. В результате мы получаем следующую картину предложений:

Low-end: Pentium DC/Core 2 Duo, Athlon I/II X2 + GF9600 GT/HD4650/4830.
Стоимость системного блока в районе 500–600 долл.

Middle-range: Core 2 Duo, Athlon II X2, Phenom II X2, Phemom X2/X4 + GF9800 GT/GTX/ GTS 250, HD4770/4850/4870.
Стоимость в районе 700–900 долл.

High-end: Core 2 Extreme, Core 2 Quad, i7, Phenom II X3/X4 + 1 или более GF 9800 GX2/ GTX 260-295, HD 4870 X2/4890.
Стоимость от 1000 долл.

Стоимостной диапазон везде, естественно, приведен приблизительно и отражает, скорее, наиболее продаваемую часть подобных конфигураций на текущий момент, причем без учета ОС, аксессуаров, надбавки за бренд и проч. Да и сам перечень моделей процессоров и чипсетов GPU – вещь динамичная. Уже на момент выхода настоящего обзора из печати будут значимые поводы для расширения приведенного списка. Но нам было необходимо зафиксировать какой-то определенный временной промежуток и таковым стало предложение, актуальное для первого полугодия 2009 г.

Определить общую емкость продаваемых в России конфигураций обозначенного класса и межсегментное соотношение – задача очень непростая. Ее сложность предопределена тем, что рынок десктопов критически деконцентрирован – доля средних и малых игроков на нем всегда была очень велика, плюс существует труднооцениваемый фактор самостоятельной сборки. Таким образом, по данным «производителей» оценить конечное потребление затруднительно.

Оценки текущей ситуации

Не вдаваясь в нюансы методологических подходов, использованных в исследовании*, мы можем назвать общую цифру рынка игровых ПК за 2008 г: 1,2–1,8 млн штук.

Что же произошло с этим сегментом в кризис, в первом полугодии текущего года? Относительно рынка десктопов, как ни странно, – ничего. Снижение объемов здесь представляется среднерыночным по настольным ПК в целом, даже, возможно, чуть получше. Во внутренней структуре продаж игровых ПК сдвиги-то конечно произошли, в частности, резко упала доля high-end. Надо сказать, что оценка вклада именно сегмента high-end среди опрошенных нами игроков была наиболее уверенной. Это самый важный сегмент в игровой сфере. Именно здесь сосредоточено ядро того самого коммьюнити, именно эти пользователи и становятся, зачастую, opinion-лидерами для менее продвинутых покупателей. С расширением же форм on-line-гейминга их влиятельность расширяется и в прямом и в переносном смысле.

Это и самый сложный сегмент для работы производителей готовых ПК, ибо доля самосбора здесь чрезвычайно высока. Но высока и динамика обновления техники у end-user’ов.

На остальном рынке, по мере удешевления стоимости конфигурации, ситуация становится все более благорасположена к большим ретейловым сетям, как компьютерным, так и сетям потребительской электроники (CES). Последние занимают видимую роль в секторе игрового low-end, хотя основа их десктопного предложения лежит вообще вне игровой сферы. При этом их влияние расширяется просто в связи с расширением объема игрового сообщества и ростом числа непродвинутых пользователей в нем. При отсутствии необходимости в кастомизации по комплектующим, для них выбор готового системного блока оказывается предпочтительным, в частности, и по цене.

Правда, у крупных сетей и у интернет-магазинов есть еще одна игровая опора, о которой мы ранее не упоминали. Это ноутбуки. Естественно, имеется в виду системы категории «Замена настольного ПК», конкурирующие с игровыми десктопами класса low-end.

Коль уж речь зашла о товарах-субститутах, нельзя не упомянуть еще одного конкурента игровым десктопам. Можно даже сказать жестче, тут не просто конкуренция, тут, что называется, holy war. Конечно, речь о стационарных игровых консолях - приставках PlayStation, X-Box, Wii. Но на практике оказывается, что распространенность специализированных игровых платформ в России хромает вследствие высокой цены собственно игр и ограниченности возможностей использования контрафактного ПО, а последнее, что греха таить, в отчизне – важный момент. Все это приводит к тому, что приставка, в 80–90% случаев – дополнительное игровое устройство, сосуществующее в домовладении с десктопом или ноутбуком.

В качестве позитивных факторов влияния на рынок игровых ПК следует упомянуть явное расширение деятельности распространителей игрового софта, как обычного, так и сетевого. В случае последнего стоит упомянуть хотя бы запуск в 2008 г. русскоязычных миров World of Warcraft и Lineage. (Локализация в данном случае – важный момент.) Судя по всему, приток абонентов подобных сервисов исчисляется цифрами точно с пятью, не исключено, что и с шестью нулями. И кризис здесь фактор скорее положительный. Значимым также может оказаться и процесс текущего обновления установленной базы, вызванный появлением новых поколений системной логики. Запуск Windows 7 – из той же песни.

С другой стороны, продолжается экспансия ноутбуков, пока играющих только в сегменте бюджетных решений, но он же и самый массовый.

Еще одним негативным фактором является распространение браузерных on-line-игр, за частую затягивающих игрока не менее, чем их тяжелые собратья. Яркий пример тому – многомиллионная, очевидно не без доли офисного трафика, аудитория игровых сервисов vkontakte.ru.

* См. отчет «Российский рынок игровых ПК», аналитическая компания ITResearch, Москва. Октябрь 2009 г.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.