Российский рынок ИБП мы изучаем уже 9 лет, но, пожалуй, никогда не видели столь сложного периода, как сейчас. Последний масштабный кризис в России был в 1998 г., но тогда, дойдя до прежней точки, подъем не выдохся, а длился целых десять лет: сначала благодаря девальвации рубля, а затем более чем благоприятной конъюнктуре цен на сырье, крупнейшим мировым экспортером которого выступает Россия. Денежный дождь проливался не только на нефтяников, но диффузировал во всю экономику, формируя платежеспособный спрос практически во всех отраслях.

К сожалению, за эти годы не были проведены важнейшие структурные реформы и мы фактически остались сырьевой экономикой со всеми вытекающими отсюда рисками. Целые отрасли сейчас оказались просто за гранью выживания и прогноз по ним крайне неблагоприятен.

Госсектор, традиционно выступающий в нашей стране одним из ключевых заказчиков, в I квартале текущего года оказался «блокированным» вследствие запуска процесса пересмотра бюджета. Кроме того, очень высокая ставка рефинансирования делает «локальные» кредиты чрезвычайно дорогими. В пошлые годы эта проблема решалась путем заимствований за рубежом, но сейчас там денег просто нет.

Данная тема, к сожалению, неисчерпаема и поднята нами для понимания масштаба бедствия, имеющего непосредственное отношение к рынку ИБП. Как известно, отраслевой анализ должен включать в себя не только изучение непосредственного конкурентного окружения, но и следующие четыре важнейшие компоненты: поставщиков сырья и комплектующих; рынки товаров-заменителей; новые компании, желающие выйти на рынок; потребителей. В прошлом году наши обзоры «крутились» вокруг одной из этих тем, которая, на наш взгляд, тогда имела наибольшее влияние на данную отрасль. Речь шла о том, что резкий рост цен на сырье должен был привести к снижению прибыльности такой материалоемкой продукции, как ИБП, так как далеко не всегда увеличение себестоимости удается отыграть за счет соразмерного повышения конечных цен.

Рис. 1. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП.

Неминуемое и резкое повышение цен на ИБП (рис. 1), которое «на круг» составило более 10% при кратном повышении цен на сырье, привело к определенному замедлению рынка ИБП. Безусловно, сыграли роль и эффект базы, и политическая неопределенность в начале 2008 г., и начало более осторожной политики со стороны ряда заказчиков, но все же мы считаем, что рост цен на ИБП стало ключевым фактором снижения темпов роста рынка (рис. 2). В I квартале прошлого года они опустились уже до 5% в натуральном выражении, чуть выросли во II квартале, но в третьем уже ушли в небольшой минус. Денежные показатели еще держались на уровне, но, опять же, только за счет подорожания продукции. Таким образом, несмотря на то что рынок ИБП пребывал в фазе роста, он оказался достаточно эластичным по отношению к цене.

Рис. 2. Динамика темпов прироста натуральных и денежных показателей на рынке ИБП (по сравнению с предыдущим аналогичным периодом).

А затем наступил IV квартал, и все просто рухнуло! Падение продаж составило 42% в натуральном выражении и 24% – в денежном. Всего в 2008 г. на российском рынке ИБП было продано около 2,7 млн устройств на сумму более 470 млн долл., что меньше показателей 2007 г. на 12 и 1% соответственно. Различная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена тем, что продажи массовых устройств снизились на большую величину, чем проектная составляющая рынка. Тотальное снижение продаж массовых устройств было обусловлено сочетанием трех важнейших факторов: проблемы розничных; естественное снижение спроса конечных потребителей; снижение спроса к оборудованию, которое не является первостепенным, в частности, к ИБП.

Корпоративная составляющая рынка ИБП в конце 2008 г. в целом еще чувствовала себя несколько лучше, что связано с большей инерционностью сегмента, обусловленной длинными сроками реализации многих проектов. Однако мы еще достаточно давно предупреждали, что в будущем мы ожидаем серьезного замедления и этой составляющей.

В общем, в начале текущего года нас не ждало ничего хорошего, что и подтверждается предварительными данными ITResearch – почти 50%-ное падение продаж по отношению к достаточно неудачному аналогичному периоду прошлого года. И если в IV квартале падение, по большому счету, было обусловлено шоковым воздействием, то сейчас произошли более глубинные потрясения, затрагивающие саму суть рынка ИБП. Целые классы корпоративных заказчиков перешли от стратегий развития к стратегиям выживания, что предусматривает полный пересмотр инвестиционных программ.

Итак, сейчас на рынке ИБП (как, впрочем, и в большинстве остальных ИТ-рынках) ключевым является резко изменившийся в худшую сторону фактор, связанный с корпоративными потребителями. Изменение стратегий заказчиков влечет за собой кардинальное изменение потребительской политики компаний-поставщиков. При этом снижение бюджетов тянет за собой не только отказ от давно назревших проектов, но и выбор в пользу самых дешевых решений. Можно, например, ожидать, что некоторые итальянские дискаунтеры, которые и раньше портили игру основным вендорам, обрушивая цены, теперь получат дополнительное преимущество.

Очевидно, что производителям ИБП необходимо надолго забыть об извлечении прибыли, сосредоточившись на ближайшие год-два на удержании и развитии своей доли рынка, а также на аккуратном захвате освободившихся «делянок»: очевидно, что кто-то будет справляться хуже, чем остальные. Преимущество получат рыночноориентированные компании, способные доказать старым и новым клиентам, что их продуктовое предложение оптимально, цены и условия поставок наилучшие, а экспертиза и сервис наиболее продвинуты.

Повышение цен, произошедшее в 2008 г., было не первым движением данного показателя вверх (см. рис. 1). Но в 2006 г. это было коррекцией, связанной с восстановлением корпоративной составляющей рынка (групповые ИБП мощностью выше 3 кВ•А) после масштабного движения вверх массового рынка в 2005 г. (рис. 3). В 2008 г., судя по практически отсутствующей динамике двух составляющих рынка, ничего подобного не наблюдалось, и повышение средневзвешенной стоимости было целиком обусловлено уже упомянутым подорожанием продукции. Кстати, в IV квартале прошедшего года произошло значительное (почти на 4%) увеличение доли групповых ИБП по сравнению с III кварталом. Этот было связано как раз с большей чувствительностью массовой составляющей рынка к началу кризиса. Но сейчас следует ожидать обратной коррекции: ввиду неблагополучной ситуации в корпоративном сегменте устройства, ориентированные на домашнего потребителя, имеют все шансы пострадать несколько меньше.

Рис. 3. Динамика соотношения между двумя составляющими рынка ИБП (в деньгах).

Технологическая структура рынка ИБП в 2008 г. не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим годом. По-прежнему лидирующим был сегмент линейно-интерактивных устройств, на чью долю приходится почти 70% рынка в штуках и 45% в деньгах. Резервные аппараты в штуках составляют 30%, но в деньгах – всего лишь 13%. Однако, если ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию, они могут несколько увеличить свою долю. Поскольку данная технология самая дешевая, при снижении покупательной способности она становится более востребована. Кроме того, резервные ИБП наиболее «экологичны», имея самый высокий КПД. Ранее относительно небольшой экономией электричества можно было бы пренебречь, но сейчас этот фактор уже может оказаться определяющим при формировании тендерных требований.

On-line-решения, естественно, остаются малозаметными в штучном исчислении, но продолжают формировать довольно значительные финансовые потоки. На устройства средней и большой мощности приходится четверть рынка ИБП в деньгах и, кстати, этот показатель устойчиво растет, показывая рост потребности в трехфазных решениях для централизованных СБЭП.

Рис. 4. Технологическая структура российского рынка ИБП в 2008 г. (в штуках и деньгах)

Картина противостояния вендоров также не претерпела существенных изменений. По-прежнему наиболее сильные позиции у марки АРС. Ее основными соперниками а массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. Следует отметить, что Ippon фактически сравнялась с APC по продажам в штучном исчислении, однако в денежных показателях доля APC еще недостижима для конкурентов, хотя и уверенно снижается, опустившись за последний год ниже 50%. На массовом рынке, несмотря на относительно меньшие потери, конкурентная среда более жесткая, чем в корпоративе. Дело в том, что здесь нет ниш, и работать приходится на «эффекте масштаба», что сейчас чрезвычайно сложно.

На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Newave и Socomec UPS. Список основных игроков вряд ли сильно изменится в будущем, но также нельзя исключать значительных подвижек в расстановке сил. Поскольку наша экономика все же достаточно большая и сложная, даже в корпоративе остались целевые сегменты, где ситуация с закупками осталась относительно стабильной. Например, это телекомы и ЦОДы, где ИБП относится к критично важному оборудованию. Так что у производителей, ориентированных на разные целевые рынки, появился еще один фактор неравенства, требующий фокусировки на менее пострадавших клиентов.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.