Продуктовая и маркетинговая стратегия практически любой компании должна быть четко ориентирована на определенные классы потребителей и учитывать их особенности. Сегментация потребителей может варьироваться в очень широких пределах: от самого глобального – физические и юридические лица, до классификации на базе достаточно тонких социально-демографических параметров.

Кроме потребительского поведения, изучение которого в каждом классе является отдельной задачей, весьма важно представлять размеры конкретного класса потребителей и его структуру по наиболее важным параметрам.

В данном материале рассматривается определенный класс потребителей на российском рынке, так называемый малый бизнес. Чаще у нас используется укрупненная сегментация – малый и средний бизнес (СМБ), однако дополнительная дифференциация, на наш взгляд, не помешает, поскольку СМБ – это все же очень широкий спектр компаний, в рамках которого возможна неоднородность в различных аспектах, и в отношении к ИТ-технологиям, в частности. В принципе законодательством к МП относятся как юридические лица, так и предприниматели без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако мы сейчас будем рассматривать только МП – юридические лица. Это важно, поскольку у перечисленных трех групп разное поведение по отношению к использованию ИТ-технологий.

На конец 2007 г. в РФ насчитывалось 1 млн 137 тыс. малых предприятий*. Много это или мало? Можно сравнить с показателями других стран. В 2005 г. в РФ было около 980 тыс. МП, в то время как в Германии, Франции и Испании – примерно по 570 тыс., а в Италии – 1022 тыс. МП. Правда, по зарубежным странам учитывались лишь предприятия с численностью занятых менее 20 человек, а у нас в предприятиях по производству промышленной продукции, строительной и транспортной деятельности – не более 100 человек; в сельскохозяйственной и научно-технической сферах – 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в оптовой торговле и др. видах деятельности – 50 человек. То есть с учетом этого ограничения можно предположить, что по уровню проникновения МП в экономику РФ не сильно отклонялась от развитых европейских стран.

Число малых предприятий в экономике РФ стабильно растет, за последние 5 лет (с 2002 по 2007 гг.) рост составил почти 30%. К концу 2007 г. в упомянутых 1,137 млн МП работало чуть более 10 млн человек (10157,3 тыс.), что дает среднесписочную численность на предприятие в 8,933 чел. Примерно 91% сотрудников наших МП являются штатными, остальные – совместители и работающие по трудовым договорам. Данное обстоятельство важно, поскольку подходы к оснащению рабочих мест ИТ-оборудованием для штатных и внештатных сотрудников, как правило, различны.

Безусловно, такое большое множество не может быть однородным. Из всех возможных проекций мы рассмотрим региональную, отраслевую (по видам экономической деятельности) и финансово-экономическую (по обороту). В тех случаях, когда будут затрагиваться вопросы занятости, учитываются только штатные работники. Распределение российских МП по федеральным округам приведено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение МП по федеральным округам.

Как и в других аспектах социально-экономической жизни России, чрезвычайно велика роль Москвы и Санкт-Петербурга, на которые приходится соответственно18,9 и 11,1% всех МП страны, то есть суммарно 30%. Еще 48% МП рассредоточено по 26 крупнейшим областям (краям, республикам), доля каждой из которых превышает 1%.

Распределение МП по отраслям экономики приведено на рис. 2. Лидером, естественно, является сфера оптовой и розничной торговли и сервиса по ремонту техники для населения, где сосредоточено почти 45% всех МП. Надо отметить, что, хоть и незначительно, но этот процент постепенно уменьшается. В региональном срезе лидерство данного сегмента достаточно стабильно.

Рис. 2. Распределение МП по отраслям экономики.

По числу занятых данная сфера также лидирует (см. рис. 3), однако уже с более низкой долей, что говорит о несколько меньшей среднесписочной численности в расчете на одно предприятие, чем в некоторых других отраслях, в частности в строительстве и в обрабатывающих производствах.

Рис. 3. Распределение численности работников МП по отраслям экономики.

Вообще доля работников малых предприятий в структуре занятости населения постоянно растет, и на конец 2007 г. составляла 18,9% (см. рис. 4). Причем эта пропорция существенно неравномерна по отраслям. Как видно из рис. 5, максимальна она в той же торговле и сфере обслуживания, а также в строительстве, где превышает 50% всех занятых.

Рис. 4. Удельный вес персонала МП в общей структуре занятости.

Рис. 5. Удельный вес персонала МП в структуре занятости по отраслям.

Представление о финансовой значимости рассматриваемого класса предприятий дает анализ структуры их оборота. Как мы уже говорили, в 2007 г. он составил почти 15,5 трлн рублей, причем последние два года (2005 – 2007) он увеличивался в среднем на 25- 30%. Если посмотреть на отраслевую структуру оборота (рис. 6), видно, что она сильно отличается от структуры количественного распределения МП по отраслям.

Рис. 6. Распределение суммарного оборота МП по отраслям.

В региональном срезе распределение оборота МП очень похоже на распределение по численности, однако абсолютные цифры сильно сместились в пользу Москвы, доля которой составляет 30%.

Отраслевая структура оборота имеет свою специфику. Если в сфере образования годовой оборот одного МП в 2007 г. составлял 1,4 млн руб., то в сфере торговли и услуг эта цифра более чем на порядок выше (см. таблицу).

* Здесь и далее используются данные из статистического сборника «Малое предпринимательство в России 2008» Федеральной службы государственной статистики.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.