В 2009 г. мировой рынок корпоративного ПО, по прогнозу аналитической компании Gartner, составит 222,6 млрд долл., что соответствует лишь 0,3% роста по сравнению с прошлым годом, когда продажи составили 221,9 млрд долл. В случае дальнейшего ухудшения в экономике рост данного рынка может ухудшиться еще на 1-2 процентных пункта и перейти к отрицательным значениям.

Проблемы на этом рынке начались в IV квартале 2008 г., и ближайшие несколько кварталов также ожидаются непростыми. Подъем активности настанет не раньше первой половины 2010 г. Однако сейчас, по мнению Gartner, у данного рынка есть хороший запас прочности, он стал гораздо более зрелым и развитым, так что, вероятно, нынешний спад в экономике перенесет значительно легче, чем тот, что был в 2001-2002 гг.

Наилучшее положение у тех софтверных вендоров, которые имеют хороший баланс поставок ПО по каналу, потока доходов от поддержки ПО, проданного по лицензии, и доходов от услуг поставок ПО с открытым кодом, по моделям SaaS (Software as a Service)* и аутсорсинга, полагают аналитики Gartner. Крупные вендоры, имеющие разветвленную сеть во многих странах и на многих вертикальных рынках, способные предложить агрессивно низкие цены, будут в меньшей степени подвержены влиянию глобального спада в экономике.

Ряд сегментов корпоративного ПО, таких, как иерархические системы управления хранением и архивированием, системы Web-конференций, системы управления безопасностью, по мнению компании, в этом году имеют шанс продолжить рост. Из сегментов корпоративного ПО, в которых в этом году прогнозируется спад, Gartner называет следующие: ОС, офисные пакеты, ПО создания и хранения цифрового контента, ПО промежуточного слоя (middleware).

В сложившихся условиях актуальность темы предоставления ПО как услуги (SaaS), по мнению Gartner, нисколько не снижается. Напротив, аналитики компании прогнозируют, что в текущем году этот рынок достигнет 9,6 млрд долл., т. е. увеличится по сравнению с 2008 г. на 21,9%. Нынешняя экономическая ситуация лишь подогревает рост, поскольку корпорации вынуждены более экономно расходовать средства, в частности, платить за ПО только в том случае, если оно реально используется (что и осуществляется в модели SaaS). В Gartner полагают, что данный рынок будет активно расти по крайней мере вплоть до 2013 г., когда объем ПО для корпоративных приложений, продаваемых по модели SaaS, составит 16 млрд долл.

В последние годы модель SaaS уже стала применяться значительно шире, хотя по разным секторам рынка – в разной степени. Основной объем услуг приходится на корпоративных приложения, который в текущем году составит 8,035 млрд долл. На этом рынке самыми быстрыми темпами будет расти сегмент офисных пакетов, за год он увеличится в 3,75 раза и достигнет 512 млн долл. Рост сегмента средств создания цифрового контента (digital content creation, DCC) прогнозируется на уровне 80%, до объема 126 млн долл.

Сегмент ПО поддержки контента, коммуникаций и совместной работы (content, communication, collaboration, CCC) – самый объемный на рассматриваемом рынке в целом, составляющий почти треть его, – в текущем году вырастет на 16%, до значения 2,507 млрд долл.

Вторым по популярности (и по объему продаж) выступает сегмент ПО поддержки взаимоотношений с клиентами (customer relationship management, CRM). Здесь в текущем году ожидается прирост продаж на 18% до 2,169 млрд долл.

Еще два сегмента приложений для корпоративного рынка со значимыми объемами продаж – ПО планирования и управления ресурсами предприятия (enterprise resource planning, ERP), который в 2009 г. составит 861 млн долл., и ПО управления цепочкой поставок (supply chain management, SCM) – соответственно 483 млн долл.

Популярность приложений таких классов, как ERP и CRM, существенно зависит от сложности поддерживаемых процессов. В результате в 2013 г. доля сегмента ERP от отрасли к отрасли будет варьироваться от 1 до 30%, а доля CRM – от 9 до 33%.

Естественно, существует ряд факторов, сдерживающих развитие рынка SaaS. Например, у компаний-потребителей всегда есть опасение по поводу стабильности присутствия конкретного софтверного вендора на рынке, их также беспокоят вопросы уровня масштабируемости предлагаемого ПО. Относительная неразвитость методов организации SaaS и недостаточное инвестирование в эту область также тормозят дальнейшее развитие.

Аналитики Gartner рекомендуют предприятиям тщательно проанализировать, в каких сферах бизнеса выгоднее вместо традиционной закупки лицензий на ПО перейти на SaaS-модель покупки и какой провайдер предлагает оптимальные тарифы предоставления подобных услуг.

По материалам Gartner, май 2009.

* Мы уже подробно описывали тенденции данного мирового рынка, см. «Бестселлеры IT-рынка». 2008, № 4, с. 38.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.