В 2008 г. на развитие рынка устройств hardcopy, как и всего ИТ-рынка, сильно повлияли внешние обстоятельства.

В стабильных экономических условиях можно было бы ожидать количественного роста этого рынка на 8-10% по сравнению с 2007 г. На это, в частности, указывала динамика продаж в первом квартале 2008 г. (рис. 1), которая соответствовала годовому количественному росту продаж примерно на 12%. Однако уже к середине года появились признаки ухудшения экономической ситуации, и показатели второго квартала оказались всего на 2% лучше, чем годом раньше. Трудности у поставщиков компьютерной техники продолжали нарастать во второй половине года, и вместо обычного для четвертого квартала сезонного роста продаж произошло значительное их снижение. В результате итоги второго полугодия оказались хуже, чем первого.

Рис. 1. Соотношение темпов роста продаж принтеров и настольных МФУ в 2007 и в 2008 г. (темпы роста в 2007 г. приняты за 1).

В целом в 2008 г. было продано 4,75 млн устройств hardcopy на сумму 1,03 млрд долл., что соответственно на 10 и 5,4% меньше, чем в 2007 г. В результате и по натуральному, и по денежному показателям рынок оказался отброшенным на пару лет назад.

Ухудшение экономической ситуации почти в одинаковой степени повлияло на основные технологические сегменты рынка печатающих устройств. Так, если в первом полугодии по темпам количественного роста продажи струйных принтеров и МФУ опережали лазерные устройства, то по итогам года оба технологических сегмента «потеряли» по сравнению с 2007 г. около 10% потребителей. Более заметно кризис сказался на продажах принтеров, которые и в первой половине года демонстрировали отрицательную динамику. В результате по итогам года спад в принтерном сегменте усилился, в то время как продажи многофункциональных устройств, благодаря струйным моделям, оказались даже несколько лучше, чем в 2007 г. (рис. 2). Всего было продано 2,31 млн принтеров (падение за год 20%) и 2,44 млн настольных МФУ (рост 2,8%).

Рис 2. Динамика продаж в основных категориях печатающих устройств (Y'08/Y'07, %, шт.).

Темпы роста продаж МФУ, как струйных, так и лазерных, «держались» в положительной области (по сравнению с предыдущим годом) первые три квартала, однако в конце года падение спроса заметно усилилось, и впервые с момента формирования рынка многофункциональных устройств в обоих их технологических сегментах продажи оказались меньше, чем год назад. Тем не менее полученное в начале 2008 г. количественное превосходство над принтерами сохранилось и в целом по его итогам, причем в струйном сегменте на долю МФУ пришлось две трети проданных устройств.

Струйные устройства

Предпочтения пользователей особенно заметно проявились в конце года, когда в нижних ценовых диапазонах сдвиг продаж в пользу МФУ оказался самым большим. В категории устройств стоимостью менее 100 долл. продажи МФУ даже в IV квартале не снизились (против аналогичного показателя 2007 г.), в то время как принтеров начального уровня было продано вдвое меньше, чем год назад. На МФУ low-end пришлось свыше половины всех продаж, и этот подсегмент в прошлом году стал самым массовым на рынке струйных устройств, чему способствовало и почти 10%-ное за год снижение цен на эти модели.

Единственным ценовым подсегментом струйных устройств, в котором объем продаж принтеров за год увеличился и значительно превысил этот показатель для МФУ, осталась старшая категория (свыше 300 долл.). В ней представлены многоцветные модели форматов А4 и А3, ориентированные на высококачественную фотопечать, а также высокопроизводительные бизнес-принтеры. В этом подсегменте численное преимущество устройств с шестью и более цветами как по количеству моделей, так и по объему продаж остается за принтерами. Кроме того, принтеры имеют здесь преимущество и по широкому формату, который только начинает осваиваться многофункциональными струйниками. Соотношение проданных принтеров и МФУ в этой ценовой категории составило примерно 3:1, в то время как в нижних ценовых диапазонах соотношение обратное.

Несмотря на весьма нестабильную ситуацию с платежами второй половины 2008 г., приведшие к общему снижению объема поставок, рыночные доли производителей струйных устройств не претерпели сколько-нибудь заметных изменений. Как и в 2007 г., компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard обеспечили свыше 95% продаж струйных принтеров и МФУ, причем между этими тремя ведущими вендорами статус-кво сохранилось.

Лазерный сегмент

Динамика продаж лазерных принтеров и МФУ в 2008 г. носила тот же характер, что и для струйных устройств. Ставший уже хроническим спад в сегменте принтеров к концу года усилился, а для настольных МФУ снижение продаж было отмечено только в IV квартале, хотя его глубины оказалось достаточно, чтобы и годовой показатель оказался отрицательным. В целом за год доля МФУ в штучном выражении превысила 40%, однако темпы экспансии многофункциональников были ниже, чем в 2007 г., а в конце года доля принтеров даже немного возросла.

В сегменте монохромных устройств динамика продаж в разных категориях моделей заметно различалась (рис. 3), хотя, за исключением спада на рынке МФУ, характер изменений соответствовал долгосрочным трендам. Больше всего «пострадала» самая массовая категория принтеров производительностью до 20 стр./мин (то же самое касается и монохромных МФУ нижнего уровня).

Рис. 3. Динамика продаж в основных категориях монохромных лазерных устройств (Y'08/Y'07, %, шт.).

В то же время спрос на устройства для малых рабочих групп почти не изменился, а на принтеры со скоростью печати свыше 30 стр./мин, а также МФУ быстродействием свыше 20 стр./мин заметно увеличился (их продажи были больше прошлогодних даже в IV квартале).

Тем не менее модели нижнего уровня производительности продолжают составлять основную часть рынка лазерных устройств, причем в сегменте МФУ на долю аппаратов производительностью 15–20 стр./мин пришлось около три четверти продаж. В подсегментах настольных МФУ со скоростью печати/копирования 20 стр./мин и выше традиционно доминируют продукты вендоров, имеющих сильные позиции на рынке лазерных принтеров – Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox. В то же время настольные многофункциональные устройства формата А4 предлагают и производители копировальной техники, такие, как Konica Minolta, Ricoh и Sharp.

В целом на рынке лазерных устройств, как и в струйном сегменте, рыночные позиции основных вендоров по сравнению с предыдущим годом изменились мало. На долю ведущей четверки компаний по-прежнему приходится около 95% продаж лазерных принтеров и чуть больше 90% продаж МФУ. Порядок расположения вендоров также не изменился, можно отметить некоторое укрепление позиций компании Canon в сегменте лазерных принтеров и Hewlett-Packard – в сегменте лазерных МФУ.

Цветные устройства

Рынок цветных лазерных устройств завершил прошлый год «в плюсе» – продажи принтеров и МФУ выросли в целом на 28% в штучном и на 25% в денежном выражении против показателей 2007 г. Однако, как и в других сегментах, первая половина года была значительно более удачная, чем вторая. Почти весь прирост получен в первые два квартала, а в четвертом было отмечено снижение спроса на цветные принтеры, что и привело к общему уменьшению продаж в этом сегменте в конце года (цветные МФУ сохранили небольшую положительную динамику и в IV квартале).

В сегменте принтеров, на которые приходится три четверти продаж цветных устройств, усилилась тенденция к перераспределению спроса в пользу более производительных моделей, причем, как и на рынке монохромных принтеров, скоростные модели оказались более устойчивыми к ухудшению экономической ситуации. Даже в последнем, самом неблагоприятном, квартале 2008 г. продажи принтеров со скоростью цветной печати 20 стр./мин и выше выросли вдвое по сравнению с IV кварталом 2007 г.

Среди других структурных изменений следует отметить явное уменьшение спроса на однопроходные цветные принтеры нижнего диапазона производительности (особенно 10–12 стр./мин). Имея перед четырехпроходными принтерами преимущество в скорости цветной печати, они проигрывают последним в производительности монохромного вывода, а также и в цене (в среднем на 50–100 долл.). Поскольку в большинстве случаев цветные принтеры начального ценового уровня используются преимущественно для вывода черно-белых материалов и только при необходимости – цветных, то среди таких потребителей четырехпроходные устройства продолжают оставаться более востребованными, чем 10–12-страничные однопроходные модели. В то же время среди пользователей, интенсивно печатающих в цвете, большим спросом пользуются модели со скоростью цветной печати 20 стр./мин и выше, продуктовое предложение которых в прошлом году заметно увеличилось. Также менее подверженными кризисным явлениям оказались полноцветные лазерные принтеры формата А3. В этом сегменте сохранилась положительная динамика продаж.

Большую часть продаж цветных МФУ по-прежнему составляют четырехпроходные модели со скоростью цветной печати 4–5 стр./мин, однако тенденция к выбору пользователями более производительных устройств стала заметной и в этом сегменте. Абсолютные цифры продаж однопроходных цветных МФУ на протяжении года постоянно росли, снижения не было даже в самом неблагоприятном IV квартале.

Сканеры

В целом за 2008 г. на рынке планшетных сканеров было продано 442 тыс. устройств на общую сумму 58 млн долл., т. е. по сравнению с 2007 г. эти показатели были меньше на 24% и 15% соответственно. Падение спроса в этом сегменте рынка периферии, вызванное быстрым распространением многофункциональных устройств и цифровых фотокамер, отмечается уже четвертый год подряд, но оно носило достаточно плавный характер. Судя по первому полугодию, и в 2008 г. уменьшение продаж сканеров не должно было оказаться большим, чем годом раньше, однако монотонное снижение спроса было нарушено в последнем квартале года. Продажи планшетных сканеров в IV квартале оказались почти вдвое меньше, чем в конце 2007 г.

Тенденции в изменении структуры рынка по различным категориям планшетных сканеров оставались в основном теми же, что отмечались и год назад. В наибольшей степени снижение продаж наблюдалось в нижних ценовых группах планшетных сканеров, особенно в самой массовой категории устройств стоимостью меньше 100 долл. (рис. 4), причем в провальном последнем квартале года ни одному из ведущих вендоров, у которых эти модели составляют значительную часть продаж, не удалось избежать крупных потерь. Недорогим планшетникам, несмотря на ряд преимуществ по техническим характеристикам, компактности и простоте использования, становится все труднее конкурировать со струйными многофункциональными устройствами нижнего уровня, которые находятся в том же ценовом диапазоне. В целом за прошлый год средняя розничная цена планшетных сканеров нижней ценовой группы выросла на 17%, в то время как стоимость струйных МФУ продолжала снижаться. В результате потребители теперь могут выбрать сканер или МФУ примерно по одной цене.

Рис. 4. Динамика продаж планшетных сканеров разных ценовых категорий (Y'08/Y'07, %, шт.).

Более устойчивыми к изменению потребительских предпочтений и ухудшению экономической обстановки продолжают оставаться планшетные сканеры старших ценовых категорий, в которые входят модели для графических приложений и офисные планшетные сканеры универсального применения, предназначенные не только для оцифровки изображений, но и обработки документов. Меньше, чем в среднем по рынку, снизились и продажи моделей сканеров формата А3, ориентированных как на графические, так и офисные приложения. Объем продаж устройств в ценовой категории свыше 200 долл. в целом сократился всего на 4%.

В 2008 г. заметно увеличилось товарное предложение в категории универсальных планшетных сканеров, оснащаемых автоподатчиками для оцифровки многостраничных документов. К концу 2008 г. в линейках Epson, Hewlett-Packard и Xerox насчитывалось уже два десятка моделей планшетных документ-сканеров, причем большинство из них по скорости работы и функциональности (а также и по объему продаж) не уступают специализированным документ-сканерам нижнего уровня. Они способны выполнять двухстороннее сканирование и, помимо систем OCR, комплектуются специальным ПО, обеспечивающим автоматическое распознавание цветных и черно-белых участков изображений, определение и пропуск пустых страниц, предварительную обработку символов (повышение их четкости) для большей надежности работы программы оптического распознавания текста.

В 2008 г. рынок сканеров еще больше консолидировался. В результате укрепления позиций ведущей тройки вендоров, к концу года суммарная рыночная доля компаний Canon, Epson и Hewlett-Packard превысила 90%.

* Компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.