Рынок мониторов в очередной раз преподносит пример спирального развития, но уже в новом сегменте. В качестве иллюстрации можно привести процесс, который мы наблюдали в 2005 г., когда массовый мониторный XGA-сегмент, представленный 15-дюйм ЖК и 17-дюйм ЭЛТ-мониторами, медленно, но верно терял свои рыночные позиции. На смену им, с каждым кварталом увеличивая свою товарную номенклатуру и объемы продаж, пришли мониторы с разрешением SXGA: 17 и 19-дюйм ЖК мониторы и 19-дюйм ЭЛТ. Но если 19-дюйм ЭЛТ-мониторы быстро потеряли свою привлекательность и актуальность, то ЖК-устройства крайне уверенно чувствовали себя на протяжении последних лет, демонстрируая рекордные для рынка показатели. Однозначным пиком развития данного сегмента стал 2006 г., когда производители представили наиболее широкое, разнообразное и дифференцированное предложение, содержащее на конец года более 300 устройств (не учитывая модификаций), и при этом их доля превышала 90% всех продаж.
      Но ничто не вечно, особенно на быстроразвивающихся технологических рынках, где жизненные циклы товаров протекают крайне скоротечно, зачастую не реализовав всех своих возможностей. Свидетелями именно этого мы и являемся сейчас в сегменте SXGA-мониторов*, он «сжимается» под массированным напором широкоформатных устройств, маркетинговая поддержка которых обеспечивается не только производителями мониторов, но и другими субъектами IT-рынка (разработчиками ПО, создателями видеоконтента и т. д.)
      Однако, если проводить сравнение с аналогичным этапом XGA-мониторов, мы увидим в развитии ситуации ряд отличий. «Спад» жизненного цикла XGA-сегмента пришелся практически одновременно на два технологических типа устройств (ЭЛТ и ЖК), тогда как в классе SXGA наибольшему «упадку» пока подвержен только 17-дюйм сегмент, что отчетливо видно по динамике обновления товарных рядов, минимальной эрозии средней стоимости, размывании отличий между моделями и их позиционированием. То есть происходит «обезличивание» мониторов, доминирование моделей уровня low-end, и в основной своей массе устройства предлагаются в рамках одного ценового диапазона с небольшой дисперсией. Постепенно, но неуклонно они превращаются в нишевое, «тендерное» решение, повторяя проторенный путь 15-дюйм ЖК-собратьев.
      В то же время в 19 дюймах товарное предложение продолжает выглядеть достаточно привлекательным и разнообразным, хотя и его уже коснулись перечисленные факторы «упадка».
      Как уже было сказано, товарное предложение в классе SXGA продолжает сокращаться: по итогам второго полугодия 2007 г. оно было представлено примерно 250 устройствами, снизившись относительно аналогичного периода 2006 г. почти на 10%. Произошли изменения и в пуле вендоров: за прошедший год список основных игроков пополнился компаниями Asus и Hanns-G, которые активно включились в этот рынок и за короткий срок вошли в десятку наиболее продаваемых в России марок по рынку в целом. Но даже их приход на рынок не смог остановить сокращение числа игроков (продажи Eizo, Rover, Syscom были настолько малы, что в таблицы мы эти марки не включили).
      Несмотря на не слишком оптимистичные перспективы сегмента вендоры продолжают обновлять свои товарные ряды. Но если ранее мы говорили, что лидером обновления стала компания, анонсировавшая порядка 15–20 новинок и даже более, то по итогам анализируемого периода единственной компанией, которая представила значительное число новинок (11 шт.) стала Hanns-G, и причиной тому – собственно вывод бренда на российский рынок. Обновление товарных рядов (а если говорить точнее – в основном вывод на рынок модификаций существующих мониторов) у остальных игроков не превысило отметки в пять устройств. А треть вендоров вообще воздержались от обновления своих линеек.
      Лидерами сегмента по широте товарного предложения стали компании LG и Samsung, предлагавшие во втором полугодии линейки, состоящие из 25 моделей. Их ближайшие «преследователи» – Acer, BenQ и NEC – представили 19, 21 и 20 устройств соответственно.
      Также в сегменте продолжается снижение динамики такого ключевого параметра, как эрозия средней стоимости устройств (рис. 1). По итогам полугодия она составила 300 долл., что на 10% ниже аналогичных показателей 2006 г. и всего на 3% меньше, чем в первом полугодии.

      Рис. 1. Динамика средней стоимости SXGA-мониторов, долл.

      В технических характеристиках также не было заметных изменений, а в ряде случаях происходит «стагнация» показателей, что вполне закономерно. В предыдущих наших обзорах мы отмечали регулярное увеличение углов обзора, сокращение времени отклика матрицы и пр., но в настоящий момент говорить об этом не приходится. Средняя яркость по сегменту повысилась минимально и составила 299 кд/м2, а средний показатель контрастности также увеличился весьма незначительно, до значения 813:1. Мнения участников рынка од основных изменениях в этом классе мониторов – см. врезку.

      17-дюйм мониторы
      По итогам второй половины 2007 г. товарное предложение данной диагональной группы было сформировано из почти 110 устройств (см. табл. 1), что на 25 меньше, чем полугодием ранее. Число новинок также сократилось, их было 22.
      Лидерами этой группы мониторов по ассортименту стали компания Samsung –11 устройств и LG – 9. Показателен тот факт, что ни тот, ни другой вендор не анонсировал здесь ни одной новой модели. Максимальное обновления показали компании Acer, Asus, Dell, Hanns-G и Philips, представившие по три новинки.
      Произошли значительные изменения в распределении предложения по ценовым диапазонам (рис. 2). При принятой нами дискретности в 50 долл. абсолютное большинство предложения (более 58%) 17-дюйм мониторов сместилось в диапазон 200–249 долл., еще четверть находится в соседнем с ним диапазоне 250–299 долл.

      Рис. 2. Динамика распределения товарного предложения 17-дюйм мониторов по ценовым диапазонам.

      Средняя же стоимость 17-дюйм мониторов составила около 255 долл., что всего на 5 долл. ниже уровня полугодовой давности.
      Также стоит отметить преодоление рядом моделей психологического уровня в 200 долл. и небольшой рост доли мониторов стоимостью более 500 долл. В последнем случае это, правда, вызвано не столько увеличением количества «дорогих» мониторов, сколько сокращением общего числа предложения, особенно в бюджетных группах мониторов.
      В техническом плане современный усредненный 17-дюйм монитор выглядит следующим образом: контрастность – 704:1 (за полгода понизилась на 26 пунктов), яркость – 304 кд/м2, отклик матрицы – 7 мс, в половине случаев монитор оборудован цифровым входом и аудиодинамиками.

      19-дюйм мониторы
      Численность моделей этого сегмента практически не изменилась, как и полугодием ранее, он насчитывает около 140 устройств (см. табл.2) от 18 производителей. При этом за вторую половину года было анонсировано почти 35 устройств, что соответствует 25%-ному обновлению. Как и в сегменте «17 дюймов» число новинок от одного вендора здесь не превысило трех штук. Исключением стала лишь вышедшая в рассматриваемый период на российский рынок компания Hanns-G, товарная линейка которой в этом сегменте состоит из восьми моделей.
      Перспективы 19-дюйм мониторов выглядят более радужными (во всяком случае, в настоящий момент), чем у их 17-дюйм коллег. Если последние вытесняются с рынка позиционными конкурентами – теми же самыми 19-дюйм SXGA мониторами, широкоформатными «девятнашками» и «сверхдешевыми» 20-дюйм мониторами с разрешением 1400х1050, число моделей которых за прошлый год достигло шести, проигрывая им и по техническим параметрам (разрешение, шаг пиксела, рабочая площадь и пр.) и по стоимости, то для 19-дюйм устройств ситуация остается вполне удовлетворительной. Из прямых их конкурентов можно назвать разве что широкоформатные мониторы с диагональю 20 и 22 дюйма, но они в своей массе пока еще не могут конкурировать по цене, а этот фактор остается критичным для российского потребителя.
      Лидером товарного предложения стала компания LG с 16 устройствами, NEC и Samsung предложили по 14 моделей, Acer – 13 и BenQ –12.       У остальных вендоров продуктовые линейки не превышают 10 моделей.
Произошли заметные изменения и в ценообразовании (рис. 3). По итогам полугодия наиболее массовым стал диапазон 250–299 долл., который составляет уже 40% всего сегмента, хотя еще год назад на него приходилось не более трети предложения. Значительное число мониторов предлагается также в диапазоне 300–400 долл., хотя их доля, судя по текущим тенденциям, будет постепенно снижаться, а большинство мониторов перейдут в нижний ценовой диапазон (как это уже произошло в 17-дюйм сегменте). Продолжает уменьшаться число «дорогих», представительских мониторов – на конец года их осталось всего 10, т. е. 7,2% от всего ассортимента. И последнее, что стоит отметить, – это увеличение числа устройств в ценовой группе до 250 долл. – 17. В целом же по сегменту средняя стоимость монитора составила 336 долл., снизившись за полугодие на 25 долл.

      Рис. 3. Динамика распределения товарного предложения 19-дюймовых мониторов по ценовым диапазонам.

      С технической точки зрения изменения есть, хотя и не такие значительные: среднее время отклика матрицы снизилось до 7 мс, показатель по яркости хоть и ниже, чем у 17-дюйм мониторов, поднялся на 5 единиц относительно первого полугодия 2007 г. и составил 295 кд/м2, а контрастность увеличилась с 830:1 до 869:1. Доля же мониторов, оснащенных цифровым видеовходом, достигла 77%, что также благоприятно сказывается на востребованность этого оборудования на рынке.

      Врезка

Какие тенденции и особенности Вы бы отметили в изменении товарных линеек SXGA-мониторов (для диагоналей 17 и 19 дюймов) во 2 половине 2007 г. и каких изменений здесь можно ожидать в ближайшее полугодие?

1. «В массовом сегменте (мониторы диагоналей 17 и 19 дюймов) заметно смещение товарного предложения в сторону моделей начального уровня, сегмент 17 дюйм вообще начал сокращаться. В основном подобные мониторы ныне востребованы в группе В2В, где очень критична цена.
Основным изменением в сегменте 19 дюйм следует признать смещение их в начальный уровень. Каких-то принципиально новых моделей здесь ожидать уже не стоит. Новые модели в этом сегменте, как правило, отличаются от предшественников измененным дизайном и немного улучшенными характеристиками. Новинки будут появляться в сегменте 19 дюйм wide (WXGA+), но, фактически, это будут «младшие братья» моделей с более широкими диагоналями.
Но пока 19-дюйм мониторы остаются наиболее продаваемыми, поэтому Samsung и далее собирается представлять здесь новые модели на пару с широкими 19” мониторами (не SXGA)». – Александр Воскресенский, менеджер отдела информационных технологий по направлению мониторы компании Samsung.

2. «Очевидной тенденцией было уменьшение в товарной номенклатуре доли 17-дюйм мониторов и увеличение 19-дюйм, в особенности – широких. Фокусироваться на 17-дюйм моделях (в силу низкой маржи как для себя, так и для партнеров) уже не имеет смысла. У нас, например, мониторы данной категории стали просто ассортиментными.
А вот сектору 19 дюймов уделялось особое внимание, причем как для стандартных мониторов, так и для широкоформатных. И пока еще такая политика остается актуальной. Однако уже следует думать об активизации работы в более широких диагоналях, поэтому LG Electronics в первой половине 2008 г. сфокусируется на сегменте 22 дюйма». – Андрей Французов, директор отдела компьютерной техники компании LG Electronics в России.

3. «Доля SXGA-мониторов (для диагоналей 17 и 19 дюймов) в общем количестве продаваемых мониторов в течение второго полугодия 2007 г. плавно сокращалась. Принципиально новые модели такого формата не анонсировались, появлялись лишь модификации старых. Эта тенденция сохранится в 2008 г. Вместе с тем продолжает расти доля широкоформатных моделей. Наиболее заметные и перспективные игроки в этом формате – 19w, 22w, 24w». – Дмитрий Кравченко, директор по развитию бизнеса по направлению потребительской электроники в Восточной Европе.

4. «Основной тенденцией второй половины 2007 г. был переход 8мс SXGA мониторов формата 5:4 к моделям со временем отклика матрицы 5мс (BTW) и 2 мс (GTG). При этом ассортимент предложения в этих товарных группах имел тенденцию к сокращению.
В ближайшее полугодие будет происходить сокращение товарного предложения 17- и 19-дюйм SXGA-мониторов, минимизация модельных рядов. К концу полугодия наметится дефицит предложения 19" мониторов формата 5:4, а спрос на типоразмер 17дюйм будет снижаться общего». – Олег Михайлов, менеджер по продажам компании BenQ.

* Данная статья продолжает серию обзоров формата «анализ товарного предложения на рынке мониторов» и посвящена сегменту SXGA-мониторов во второй половине 2007 г. Предыдущую подобную статью см. в «Бестселлерах IT-рынка», 2007, № 3, с. 63.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.