Российский рынок цифрового фото, несмотря на более высокие относительно общемирового показатели роста, уже несколько лет можно считать вполне стабильным: если в стане лидеров и происходят изменения, то проходят они достаточно плавно. Функциональные изменения революционными и неожиданными назвать также нельзя, все они носят характер закономерного продолжения тенденций прошлых лет (о большинстве из них уже говорилось в наших предыдущих публикациях). Прежде всего, это увеличение оптического разрешения сенсоров, появление все большего числа аппаратов с функцией стабилизации изображения и усовершенствование уже существующих стабилизаторов изображения. Кроме этого стоит отметить увеличение диагонали ЖК-дисплея и фактора оптического зума, появление сенсорных ЖК-дисплеев, новых функций улучшения качества изображения, фокусировка по лицу, повышение скорости съемки, уменьшение габаритных размеров и веса камер, ну и, естественно, непрерывное предложение новых интересных дизайнов камер.
      Данный материал охватывает второе полугодие 2007 г. и продолжает серию обзоров формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых фотокамер»*. В него включены наиболее актуальные на отечественном рынке модели цифровых фотокамер. Основой для включения моделей служили уровень представления в рознице и данные об их реальных продажах. В обзоре рассматриваются только цифровые фотокамеры, многие другие фотоустройства (в т. ч. специализированные) не рассматриваются.

      Основные тенденции
      В нашем издании уже отмечалось, что по стечению обстоятельств последняя цифра года соответствует числу мегапикселов, наиболее распространенных в соответствующий период времени в предложениях компаний. Не стал исключением и прошедший 2007-й год, во втором полугодии которого 7-Мп камеры составили почти 40% от общего числа предложений (рис. 1). С большой долей вероятности можно предположить, что данная тенденция сохранится и в текущем году, а на следующий не перейдет по одной простой причине – 9 Мп не популярны у производителей.

      Рис. 1. Структура товарного предложения цифровых камер в 2007 г. по разрешению матрицы (без учета зеркальных камер).

      Количество мегапикселов сенсора в исследуемый период продолжало расти, на рынке уже присутствует достаточно большое количество 12-Мп камер, а в классе зеркалок даже есть 21-Мп модель. Хотелось бы немного порассуждать о причинах этого процесса. В нашем прошлом обзоре говорилось, что рост оптического разрешения сенсоров связан, в частности, с давлением со стороны рынка телефонов со встроенным фотоаппаратом. Но, скорее всего, это не так, по крайней мере, пока. Фототелефон является лишь «регистратором событий» с не самым хорошим качеством изображения даже при высоких характеристиках (в настоящее время на рынке присутствуют фототелефоны с разрешением 5 Мп) и высокой функциональной оснащенности. Необходимо понимать, что фотомодуль, встроенный в телефон и занимающий в нем далеко не самую большую часть, явно не может снимать лучше, чем полноценный фотоаппарат размером хотя бы с тот же телефон. При этом не стоит забывать об оптическом зуме, дисплее с большей диагональю, удобстве обращения, более совершенных функциях. Правда, на рынке есть и фототелефоны с оптическим зумом, однако их цена никак не позволяет им конкурировать с цифровыми камерами со сходными характеристиками. Кроме того, покупатель, имеющий деньги на подобные телефоны, всегда может позволить себе купить цифровую фотокамеру. Скорее всего, камерофоны являются даже катализатором рынка фотокамер, поскольку множество владельцев фототелефонов, наигравшись, задумываются о покупке полноценной цифровой камеры.
      Причина роста числа мегапикселов прежде всего в том, что оптические сенсоры с высоким разрешением становятся все более доступными. Кроме конкурентной борьбы как таковой, производители просто обязаны периодически обновлять свои линейки. Очевидно, что хотя большинству современных пользователей вполне хватило бы 5 Мп, вендорам приходится постоянно вносить в свою продукцию заметные изменения, а они как раз и касаются разрешения, зума и размера ЖК-дисплея. Как уже сказано, вторая половина 2007 г. отметилась тем, что на рынке появилось достаточно большое количество 12-Мп камер, что, несомненно, заставит нас изменить шкалу при сегментации по разрешению матрицы.
      Вырос за рассматриваемый период и фактор зума. Если в конце 2006 г. предлагались только аппараты с зумом 12х, то в 2007 г. на рынке появились камеры от Olympus и Panasonic с 18-кратным увеличением.
      Поскольку ЖК-дисплей «пришел» в сегмент цифровых камер из других категорий товаров, было абсолютно ясно, по какому сценарию будет происходить его развитие. Это, прежде всего, увеличение диагонали и разрешения экрана. В настоящее время самым большим экраном 3,5 дюйма (8,9 см.) может похвастаться камера Sony DSC-T200, а самым большим разрешением – зеркальные камеры Sony и Nikon (примерно 920 тыс. пикселов). Модели же с дисплеем 2,5 и 3,0 дюйма и разрешением более 200 тыс. точек уже стали привычным явлением. Необходимо добавить, что в 2007 г. появилось много новинок с сенсорным экраном, что позволило избавиться от кнопок меню и за счет этого увеличить его размер без увеличения габаритов камеры.
      Технологии распознавание лица для более четкой фокусировки имеются в арсенале камер многих производителей уже не первый год. Однако во второй половине 2007 г. Sony и Olympus выпустили модели, реагирующие на улыбку и определяющие тем самым готовность фотографируемого к съемке. Осенью прошлого года компания Omron представила семейство технологий Okao Vision, способных определять, улыбается ли человек и оценивать, насколько сильно он это делает. Несомненно, доступность этой технологии позволит и другим участникам рынка производить камеры, реагирующие на улыбку. Что и сделала, например, компания Casio, представив подобную модель в феврале 2008 г.
      При фотографировании зачастую проблематично «поймать» удачный момент, если объект находится в движении, например, летящая птица, прыгающий спортсмен. В этом случае вместо того, чтобы пытаться вовремя нажать кнопку, лучше снять серию из нескольких фотографий. При этом вероятность попадания в серию лучшего кадра тем выше, чем выше частота съемки. Существовавшие ранее камеры (зеркальные и явно не из дешевых) могли снимать со скоростью 10 кадров в секунду. Очень интересное решение в этом направлении было представлено в феврале 2008 г. опять же компанией Casio – любительская камера Exilim Pro EX-F1, способная снимать 60 кадров в секунду с разрешением 6 Мп. Это позволяет заснять даже невидимые глазу моменты: лопающийся мыльный пузырь, вылет конфетти из хлопушки и пр. «Скорострельность», на наш взгляд, является очень интересным направлением развития цифровых камер.

      Немного статистики
      Во второй половине 2007 г. на российском рынке присутствовало более 230 компактных и 27 зеркальных цифровых камер. Из них новинками, т. е. появившимися в рассматриваемый период, стали 60 компактных и 6 зеркальных моделей. За аналогичный период 2006 г. количество новинок среди зеркальных камер было абсолютно таким же, а компактов – на 10 меньше, а в целом количество предлагавшихся тогда моделей было меньше на 80 единиц.
      По широте продуктовых линеек выделяются марки Canon (32 устройства), Samsung (28), Nikon (26), Olympus (24), Panasonic (24), а всего в таблицах присутствуют модели от 15 вендоров. Это на одного больше, чем в предыдущих обзорах – в 2007 г. мы добавили в таблицы продукцию марки Fuji.
      Наибольшее количество новинок – по 10 – представили Nikon и Samsung. Компания Olympus анонсировала 9 новых камер, Canon – 8. Основная доля (44%) представленных новинок пришлась на 8-Мп аппараты. Напомним, что год назад фаворитами были 7-Мп камеры с результатом 48%. Второе место по числу анонсированных устройств пришлось на 12-Мп модели (23%).
Как и год назад, самым богатым по количеству новинок – 25 штук – стал сегмент ультракомпактных фотокамер (табл. 4), в сегменте цифровых камер для требовательных пользователей – 15 новых моделей (табл. 3).

      Рис. 2. Структура средних цен цифровых камер по разрешению матрицы.

      Цены на цифровые камеры продолжают падать, средняя цена на 5-Мп модели уже не превышает 150 долл. (рис. 2) Причина того, что средняя стоимость 10-Мп камер оказалась ниже, чем 8-Мп, в том, что на ее значение повлияли недорогие аппараты вендоров с не самой дорогой продукцией (таких, как BenQ и Rekam).
      Из-за установленных временных рамок обзора в таблицы не вошли модели, представленные в начале 2008 г., а также модели, которые предлагались в рассматриваемый период, но их продажи тогда реально еще не начались. Более подробно они будут рассмотрены в нашем следующем обзоре.

* Предыдущую статью «Нелишние мегапикселы» см. «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 1, с. 57.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.