Прошло уже полгода со времени нашей публикации о состоянии дел на московском розничном рынке ноутбуков*. Поскольку это один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка, в том числе и российского, он требует частого мониторинга – за указанный период ситуация во многом могла измениться. В этой статье мы будем обсуждать результаты обследования ведущих московских розничных сетей, проведенного аналитической компанией ITResearch в декабре2007 г.** Это исследование охватило 72 магазина 10 розничных сетей столицы. Всего было зафиксировано 1705 моделей ноутбуков.
      В статье будут затронуты аспекты технологической структуры розничного предложения ноутбуков, структуры по производителям и по торговым сетям. Ценовому фактору также будет уделено должное внимание. Некоторые из этих срезов будут сравниваться с ситуацией на декабрь предшествующего, 2006-го года.

      Смена главного процессора
      Из технологических параметров коснемся самых основных – типа и частоты процессора, размера диагонали экрана.
      Из множества типов процессора, на котором базируются предлагавшиеся в рознице мобильные ПК, безусловным лидером на конец 2007 г. являлся Core 2 Duo, во много раз опередивший своего ближайшего «соперника», Turion 64 X2 (рис. 1), на долю которого приходится чуть больше 10%. За ним с небольшим отставанием следуют системы на Core Duo, Celeron M Athlon 64 X2 (перечислены в порядке убывания), удельные веса которых приблизительно равны. Интересно, что в конце 2007 г. на долю систем с Core Duo пришлось даже меньше предложений, чем год назад – на долю Core 2 Duo***. В общем-то понятно, ведь в 2006-ом Core 2 Duo только-только появился. Ну а представительность множества остальных ЦП (Core Solo, Pentium Dual Core и пр.) совсем незначительна, менее процента.
      Частота процессора Core 2 Duo в предлагавшихся ноутбуках варьировалась от 1,06 до 2,4 ГГц, причем с большим отрывом преобладала частота 1,8 ГГц, следующие по популярности были значения 2 и 2,2 ГГц.

      Рис. 1. Распределение розничного предложения ноутбуков по процессорам (дек. 2007 г.).

      При сравнении соотношения долей процессоров от корпораций Intel и AMD выявляется безусловное преобладание предложений на базе первой: на AMD приходится менее 17% всего розничного ассортимента ноутбуков, у этого производителя заметна лишь доля систем на процессоре Turion 64 X2. По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. доля AMD подросла лишь примерно на 1%.
      Заметим, что годом раньше еще предлагались, хотя в очень ограниченном количестве (2%), системы на процессоре VIA, в конце 2007-го таковых вообще не было замечено.
      По размеру матрицы продолжают первенствовать мобильные системы с диагональю 15,4 дюйма, они составляют почти половину предложения, существенно опережая 14-дюйм ноутбуки, на которые приходится пятая часть товарного ассортимента, в то время как на системы с матрицей 17 дюймов – немногим меньше 10% (рис. 2). 13,3- и 12-дюйм ноутбуки близки к этому показателю, хотя и с долями поменьше, – 8 и 6% соответственно. Ну а диагонали 11 и 10,6 дюйма не пользовались популярностью и суммарно заняли лишь порядка 3%.
      Если сравнить это распределение по диагоналям матрицы с тем, что было в конце 2006 г., то бросается в глаза рост доли 14-дюйм моделей (ранее относящихся к элитным), она увеличилась на 7%. Объясняется это появлением в прошлом году большого количества моделей с таким экраном по весьма привлекательной цене, которые, естественно, были предложены в розничные магазины. Сейчас 14-дюйм машины предлагаются 11 различных марок, в частности, здесь очень расширилось предложение от компании Sony, которая раньше предпочитала форматы 13,3 и 15,4 дюйма.
      За счет этого несколько сократилась доля 15,4-дюйм ноутбуков, годом раньше на нее приходилась ровно половина моделей, а в некоторые месяцы прошлого года – и того более, почти до 60% . Появился также форм-фактор 11 дюймов, предложенный ASUSTeK и Sony, но это достаточно дорогие системы, максимальное предложение которых (по количеству) было зафиксировано в ценовом диапазоне 66–72 тыс. руб. Соответственно, и предложений таких пока было не много – на уровне лишь 2,5%.
      Ноутбуки с самой большой диагональю экрана – 17 дюймов – предлагались восьми марок, наиболее широко – ASUSTeK.

      Рис. 2. Распределение розничного предложения ноутбуков по диагонали экрана (декабрь 2007 г.).

      Вендоры
Всего в московских магазинах была зафиксирована продукция 14 производителей, т. е. практически всех представленных на нашем рынке марок, даже таких экзотических для компьютерной отрасли, как Beko. В тройку лидеров вошли ASUSTeK, Acer и Sony, доли которых составили соответственно 20, 19 и 14% всего ноутбучного предложения (рис. 3). При этом по результатам исследования продукция Acer и ASUSTeK присутствовала в магазинах всех 10 сетей, а марка Sony не была представлена лишь в «Техносиле».
      Приведенное распределение во многом отличается от российского рынка ноутбуков в целом. Так, лидером по итогам 2007 г. является компания Acer. Присутствие компании Toshiba в рознице оказалось значительно слабее, чем в целом по рынку, причем за год оно даже снизилось еще на 3%. А вот хорошая позиция компании Sony здесь неудивительна, это популярная домашняя марка, ей и основное местно – в розничной торговле, хотя в целом по рынку в тройку лидеров она не входит. За год доля этого вендора даже подросла на 4%. Но самый мощный рост по рознице за год продемонстрировал бренд ASUSTeK, – с 14 до 20%! Год назад лидировала с немалым отрывом Acer и ныне она лидер рынка по объемам продаж Интересно, распространится ли эта закономерность на ASUSTeK?
      Отметим также, что с началом официальных поставок в Россию ноутбуков HP Pavilion присутствие этой компании в московской рознице планомерно нарастало и к концу 2007 г. превысило 10%. В магазинах были также заметны мобильные ПК марок Samsung (почти 7,5%) и Fujitsu .Причем присутствие первой нарастает, а второй – резко снижается: в декабре 2006 г. она занимала 16% розничного предложения, в апреле – 11%, а согласно последнему исследованию – лишь 7,1%. Доля каждого из восьми остальных брендов не превысила 5%.

      Рис. 3. Структура розничного предложения ноутбуков по производителям (дек. 2007 г.).

      Если отмечать лишь марки, доля которых превышает 3% (как мы обычно и делаем), то «крайняя» – это Dell, представленность которой уже несколько больше 4%. Этот бренд в течение прошлого года последовательно наращивал свое присутствие в рознице. В то же время за год существенно сократилась доля LG (с 4 до 1%), предложение марок Apple и MSI также несколько снизилось. Доля компании Rover в течение 2007 г. сохранялась на уровне 5-6%.

      Самый волнующий вопрос
      Теперь – о главном для потребителей – о ценах, ведь понятно, что системы эти пока еще дешевыми не назовешь. Поскольку в розничных сетях представлены ноутбуки самых различных конфигураций и классов, как отечественных, так и зарубежных производителей, то и разброс по стоимости очень широк – от 12 до 108 тыс. рублей. Естественно, цена зависит и от комплектации ноутбука, и от его марки, и от сети, которая его предлагает.
      Ценовое распределение по розничному рынку в целом приведено на рис. 4., из которого хорошо видно, что превалирующий ценовой диапазон – 36–42 тыс. руб., на который приходится почти четверть продуктового предложения. Следующий по популярности интервал – 30–36 тыс. руб., доля которого немного не дотягивает до 20%. Представленность во всех ценовых диапазонах, превышающих 60 тыс. руб., составляет менее 5%, это же относится и к самой низкой ценовой категории – до 18 тыс. руб.
      Как обычно, самыми дорогими были бренды Apple и Sony, стоимость которых в некоторых комплектациях переваливала за 100 тысяч. Да и у лидера розничного рынка – компании ASUSTeK – имелись модели за 102 тыс. руб., хотя более 80% предложения этого производителя пришлось на диапазон цен 36–42 тыс. руб., что вполне согласуется с его лидирующей ролью, – ведь в среднем по всем брендам, как мы сказали, преобладает именно этот стоимостной интервал.

      Рис. 4. Ценовое распределение предложения ноутбуков в московской рознице (дек. 2007 г.).

      Цены ноутбуков марки Rover традиционно располагались в левой и центральной части спектра – от 12 до 42 тыс. руб., примерно то же можно сказать о MSI – стоимость этих ноутбуков находилась в диапазоне 18–36 тыс. руб.
      Если смотреть на цену под углом зрения процессора системы, то самыми дешевыми были мобильные ПК на «старом, добром» Celeron M: при частотах и 1,6 и 1,73 ГГц цена машины зачастую начиналась с 12 тыс. руб., в основном это ноутбуки марки Acer. Системы на базе «передового» ЦПУ Core 2 Duo при тех же частотах в основном варьируются от 24 до 42 тыс. руб., а при частоте 2,33 ГГц с 42 тыс. руб. только начинаются. А как обстояли дела с ценами у систем на базе конкурирующих процессоров AMD? – Стоимость ноутбуков на наиболее распространенном ЦПУ Turion 64 X2 с частотой 1,73 ГГц находилась в интервале 30–36 тыс. руб., мало, таким образом, отличаясь по этому показателю от Intel-систем.
      При сравнении под ценовым углом зрения торговых сетей выяснилось, что наиболее низкая средняя цена (31 246 руб.) получилась в Metro, по магазинам «Ашан» – чуть выше (32 499 руб.). Что вполне объяснимо – поскольку это не профильные компьютерные сети, то в них, как правило, предлагаются наиболее простые по комплектации (но не по брендам!) модели. Самые же дорогие ноутбуки в среднем зафиксированы в сетях «Белый Ветер – Цифровой» и MediaMarkt – там средняя стоимость мобильного ПК превышала 46,6 тыс. руб.
      Если же посчитать среднюю цену ноутбука по всем брендам, комплектациям и магазинам, то мы получим, что в декабре 2007 г. стоимость «усредненной» модели составляла 38 850 руб.

      Что же предлагают сети?
      Мониторинг стандартно проводился по 10 крупнейшим московским розничным сетям****. Причем необходимо отметить, что за прошедший год в Москве существенно развилась торговая сеть MediaMarkt (в конце 2006 г. она еще только-только была открыта), что явно пошло этой компании «на пользу». Самое большое среднее количество ноутбуков в расчете на один магазин было выявлено именно в данной сети, оно составило 37,5. Однако «Белый Ветер-Цифровой» по этому показателю отстал совсем не на много – 37,1. Близка к этим двум торговым сетям и компания «СтартМастер», показатель которой составил 33,1. У всех остальных он не превышает 30. Особенно существенно в этом плане отстают сети «Мир» (11,6) и Metro (11,3).
      По разнообразию предлагаемых брендов явно лидировала сеть «Техносила», в магазинах которой отсутствовали только две из 14 марок. За ней по этому показателю следует «Белый Ветер-Цифровой», там из 14 вендоров не обнаружена продукция лишь трех, причем самых малораспространенных. А наиболее скудный выбор был опять же в сетях «Мир» и Metro, где, напротив, из всего списка можно было встретить ноутбуки лишь трех различных марок. Похоже, что «Мир» сдает позиции, год назад в магазинах этой сети, согласно данным нашего мониторинга, присутствовали ноубуки не менее шести разных вендоров. Показатель Metro также снизился, в предшествующий декабрь в магазинах этой компании можно было найти системы четырех брендов, но за прошедший год отсюда исчезли ноутбуки марки Samsung.

* См. статью «Ноутбук из “Ашана”, «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 3, с. 13.
** «Ноутбуки в розничных сетях». Исследование структуры товарного предложения ноутбуков в крупных розничных сетях Москвы. Аналитический отчет ITResearch, Москва, Декабрь 2007.
*** Ноутбуки в розничных сетях». Исследование структуры товарного предложения ноутбуков в крупных розничных сетях Москвы. Аналитический отчет ITResearch, Москва, Декабрь 2006.
**** Это торговые сети "Ашан", "Белый Ветер-Цифровой", "М.Видео", "Мир", MediaMarkt, Metro, Polaris, "СтартМастер", "Техносила" и "Эльдорадо".

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.