Компания IDC привела данные по мировому рынку мобильных телефонов в 4-м квартале 2010 г. (4Q10). Рост продаж в этот период составил 17.9%, вендорами на рынок было поставлено 401.4 млн мобильных телефонов против 340.5 млн шт. в 4-м квартале 2009 г. А за весь 2010 г. вендоры отгрузили 1.39 млрд шт., что на 18.5% выше, чем в 2009 г. (1.17 млрд шт.).

Высокие показатели квартального и годового роста в 2010 г. частично объясняются слабостью предыдущего года, когда на рынке было даже отмечено снижение на 1.6%. Улучшение мировой экономики и улучшение в плане ценовой доступности смартфонов помогли рынку не только вернуться к позитивной динамике, но и получить рекордный, отсчитывая от 2006 г., годовой показатель роста, когда он составил 22.6%. Росту рынка в 2010 г. также способствовала активная замена потребителями старых моделей на более продвинутые, которые могут управлять не только голосовым общением, но и обменом данными. Тем не менее эксперты IDC считают, что смартфоны будут основной движущей силой рынка до 2014 г., а сам этот сегмент в 2011 г. вырастет относительно 2010 г.на 43.7%.

Top-5 вендоров мирового рынка мобильных телефонов (табл. 1 и 2)

Доля Nokia в 4Q10 уменьшилась на 2.4%, что сама компания объясняет усилившейся конкуренцией и нехваткой компонентов в этот период. И хотя по сравнению с 4-м кварталом 2009 г. продажи компанией смартфонов в штуках выросли на 38%, и Nokia выпустила несколько новых моделей смартфонов семейства С, средняя цена их продаж (ASP) за этот период понизилась на 16%.

Компания Samsung в 4Q10 преодолела новый рубеж, впервые продав за квартал 80 млн мобильников, благодаря чему ее прибыль по этому направлению бизнеса, как и в предшествующем квартале, улучшилась. Успех был главным образом обеспечен линейкой смартфонов Galaxy S, которых за 2010 г. в целом компания продала около 10 млн шт. Продолжился также рост массовых и touch-screen мобильных телефонов Samsung на развивающихся рынках.

Компании LG в 4Q10 удалось преодолеть планку в 30 млн шт., это частично – результат успешных продаж смартфона Optimus One во многих регионах мира. Стратегия LG по части смартфонов срабатывает: только за первый месяц выхода на рынок этой модели было продано более 1 млн шт., в этом году ожидается выпуск новых версий (Optimus 2X, Optimus Black). Но основной объем поставок LG приходился на обычные мобильники, некоторые из моделей которых устарели, что и ухудшило положение компании на рынке, хотя она сохранила за собой № 3.

Китайской компании ZTE в исследуемом квартале удалось занять 4-ю позицию рейтинга, она сумела выйти за рамки локального рынка и достигла больших успехов в Африке, Латинской Америке, и даже проникла на рынки Японии, Западной Европы и США. IDC отмечает, что это первый случай, когда китайский вендор попал в топ-5 данного рынка. Исторически основная масса поставок ZTE представляет собой модели начального и среднего уровней, однако компания стремительно развивает и направление смартфонов, примером могут служить базирующиеся на Android модели Blade и Racer. Дополнительную конкуренцию на развивающихся рынках компании обеспечили модели серий S- и C- начального уровня.

Компания Apple, несмотря на рекордный рост за год и поставки в 4Q10, переместилась на пятое место, однако второй квартал подряд компания попала в список топ-5. Модель iPhone особенно хорошо продавалась в таких развитых странах как США и страны Западной Европы. Компания утверждает, что могла бы продать и больше iPhon’ов, если бы смогла больше произвести.

Произошедшие изменения в 4-й и 5-й позициях в текущем году могут закрепиться, отмечает IDC. Компании Motorola, Research In Motion и Sony Ericsson, которые в течение 2010 г. попадали в список топ-5 (см., например, здесь), хотя и стараются усилить позиции в быстроразвивающемся смартфонном сегменте, существенно отстали от вендоров первой пятерки и вряд ли в ближайшее время в нее вернутся.

Таблица 1. Top-5 компаний на мировом рынке мобильных телефонов в Q4 2010 (поставки в млн шт.)

Вендор Поставки в 4Q10 Доля рынка в 4Q10 Поставки в 4Q09 Доля рынка в 4Q09 Годовая динамика
Nokia 123.7 30.8% 126.8 37.2% -2.4%
Samsung 80.7 20.1% 68.8 20.2% 17.3%
LG Electronics 30.6 7.6% 33.9 10.0% -9.7%
ZTE 16.8 4.2% 9.5 2.8% 76.8%
Apple 16.2 4.0% 8.7 2.6% 86.2%
Прочие 133.4 33.2% 92.8 27.3% 43.8%
Рынок всего 401.4 100.0% 340.5 100.0% 17.9%
Примечание: не включаются OEM-продажи для всех вендоров.

Источник: IDC, январь 2011

Таблица 2. Top-5 компаний на мировом рынке мобильных телефонов в 2010 г. (поставки в млн шт.)

Вендор Поставки в 2010 г. Доля рынка в 2010 г. Поставки в 2009 г. Доля рынка в 2009 г. Годовая динамика
Nokia 453.0 32.6% 431.8 36.9% 4.9%
Samsung 280.2 20.2% 227.2 19.4% 23.3%
LG Electronics 116.7 8.4% 117.9 10.1% -1.0%
ZTE 51.8 3.7% 26.7 2.3% 94.0%
Apple 47.5 3.4% 25.1 2.1% 89.2%
Прочие 439.4 31.6% 342.9 29.3% 28.1%
Рынок всего 1388.6 100.0% 1171.6 100.0% 18.5%
Примечание: не включаются OEM-продажи для всех вендоров.

Источник: IDC, январь 2011