Компания iKS-Consulting опубликовала результаты исследования российского рынка голосовой связи за 2009 г., на котором она выделила 4 типа игроков:

  • операторы фиксированной местной и внутризоновой связи;
  • операторы фиксированной дальней связи;
  • операторы сотовой связи;
  • операторы VoIP.

Размер исследуемого рынка определяется как сумма доходов четырех перечисленных выше типов участников рынка голосовой связи.

По данным компании, в 2009 г. российские фиксированные, сотовые и IP операторы в совокупности на услугах голосовой связи заработали 611,3 млрд руб. Более половины этой суммы, а именно 374,7 млрд руб., пришлось на сотовых операторов. Выручка операторов фиксированной местной, внутризоновой и дальней связи в общей сложности составила 230,2 млрд руб. Доходы VoIP-операторов пока еще очень малы, за 2009 г. они составили всего порядка 6,4 млрд руб.

Традиционно большая часть доходов от услуг голосовой связи формируется выручкой от местных и внутризоновых телефонных соединений — в 2009 г. услуги местной и внутризоновой связи принесли российским операторам свыше 466,2 млрд руб. На услуги междугородной и международной связи пришлось 102,3 млрд руб. и 42,8 млрд руб. соответственно(см. рис. 1).

Сотовые операторы лидируют по объему выручки в каждом из подсегментов рынка голосовой связи. Так, по итогам 2009 г. российским операторам мобильной связи принадлежало 62% доходов от услуг местной и внутризоновой связи, 59% доходов от услуг междугородной связи и 61% доходов от услуг международной связи.

Стоит отметить, что в настоящее время наиболее активно переток трафика из фиксированных сетей в мобильные происходит в сегментах междугородной и международной связи. Об этом свидетельствует увеличение доли доходов сотовых операторов в структуре выручки от данных услуг (см. рис. 2).

Активный рост трафика и доходов сотовых операторов от услуг международной связи обусловлен увеличением их маркетинговой активности в данном сегменте. Так, в 3-м квартале 2009 г. оператор «Мегафон» осуществил ре-запуск тарифа «Теплый прием», ориентированного на активных пользователей дальней связи. В результате прирост объема международного трафика оператора в 4-м квартале 2009 г. по отношению к предыдущему кварталу составил 57%.

Операторы фиксированной дальней связи постепенно теряют свои позиции как из-за давления альтернативных решений, предлагаемых сотовыми и IP-операторами, так и вследствие ценовой конкуренции между собой, усилившейся в связи с активными действиями «Комстара». Последствия конкурентной борьбы будут особенно ощутимы по итогам 2010 г.

Географическое распределение доходов от услуг голосовой связи в сетях фиксированной и сотовой связи во многом схоже. Однако структура доходов от услуг голосовой связи в разрезе федеральных округов разнится в зависимости от направления вызовов. В отличие от доходов местной и внутризоновой связи выручка от услуг междугородной и международной связи более сконцентрирована в ЦФО за счет высокой активности МГ- и МН-пользователей в столице.