Компания J’son & Partners Consulting представила результаты очередного исследования российского рынка платного телевидения в России и прогноз его развития до 2014 года.

В телекоммуникационной структуре России платное телевидение по объему доходов от физических лиц входит в пятерку главных локомотивов отрасли. Кризисный 2009 г. хотя и прервал неуклонный поступательный рост этого сегмента, но, в отличие от рынков сотовой связи и мобильных телефонов, в платном ТВ отмечен не спад, а рост на 6%. В первом полугодии 2010 г. также наблюдается положительная динамика роста рынка платного телевидения (ПТВ) (см. диаграмму). По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2010 г. объем рынка увеличится на 13% по сравнению с 2009 г.

Источник: данные полевых исследований J’son & Partners Consulting, информация компаний

Платное ТВ стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На 10 домохозяйств в России приходится 3.1 телевизоров, подключенных к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на 10 домохозяйств, но соизмеримо с количеством компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет (3.2).

Абонентская база и объем рынка платного телевидения

Если говорить о динамике абонентской базы платного ТВ в России, то в 2008-2010 гг., она, в миллионах домохозяйств, выражается как 11.9 14.5 16.3.

J’son & Partners Consulting выделяет следующие главные тенденции развития рынка платного ТВ в России, связанные в первую очередь с последствиями экономического кризиса:

  1. Приостановка региональной экспансии компаний в связи с трудностью получения больших долгосрочных займов.
  2. Укрупнение и консолидация телекоммуникационных активов основными участниками рынка платного ТВ.
  3. Замедление темпов прироста абонентской базы платного телевидения в 2006-2010 гг. как в Москве, так и в регионах.
  4. Появление дешевых базовых тарифов с минимальным набором телеканалов как один из инструментов удержания абонентской базы.
  5. Контентное противостояние, выражающееся в расширении операторами объема контента в ожидании перехода на цифровое вещание.
  6. «Цифровизация» кабельного телевидения отражает естественный процесс реализации стратегии по предоставлению доступа к большему количеству контента и интерактивных услуг.

В 2010 г., по прогнозу J’son & Partners Consulting, рост абонентской базы платного телевидения в России ожидается на уровне 13%, что связано с устойчивым спросом на неэфирное ТВ как относительно недорогой формы досуга.

В деньгах рынок вырос с 780 млн долл. в 2008 г. до 830 млн долл. на конец 2009 г. В текущем году, по прогнозу компании, рынок в денежном выражении вырастет еще на 14%.

Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России являются следующие шесть компаний: «Триколор-ТВ», «Комстар-ОТС», региональные провайдеры «ЭР-Телеком» и «Мультирегион», НТВ+ и МРК «Связьинвеста» (см. таблицу).

Основные игроки рынка платного ТВ России, 1H 2010

Холдинг Абоненты, млн домохозяств Доходы, млн долл.
«Диван-ТВ» («ЭР-Телеком») 1,1 58,6
«Комстар-ОТС» 2,1 112
Мультирегион* 0,75 46,5
НТВ+ 0,65 163,8
«Связьинвест» 0,51 30,6
«Триколор-ТВ» 4,6 92

* C июля 2010 г. входит в состав ОАО «МТС»

Источник: J’son & Partners Consulting, данные компаний

В первом полугодии 2010 г. количество абонентов аналогового платного телевидения составило 85% от общего количества абонентов фиксированного платного телевидения, а пользователей цифрового кабельного телевидения — только 11%. Доля IPTV пока составляет 4%.