Доля продаж устройств для сетей 3G в общем объеме продаж операторов мобильной связи увеличивается по мере роста зоны обслуживания сетей 3G; снижения цен на такие устройства и развития сервисов широкополосной связи. Таков вывод аналитиков Wireless Intelligence, последнее исследование которых было посвящено рынку мобильных устройств для сетей третьего поколения.

По данным Wireless Intelligence, в среднем две трети телефонов, продаваемых операторами на развитых рынках мобильной связи, являются 3G-устройствами, а на развивающихся рынках их доля составляет около 50%. Характерно, что в мировом масштабе доля таких устройств, как специализированные адаптеры (донглы) или PC-карты для ноутбуков или лэптопов, не превышает 15% в общем объеме продаж мобильных устройств (анализ рынка проводился на основе данных по операторским продажам мобильных телефонов в онлайн ретейловых сетях и не отражает объемов продаж устройств непосредственно конечным пользователям).

Аналитики выяснили, что, несмотря на рост количества совместимых устройств (для GSM- и 3G-сетей), 3G-подключения составляют около одной трети продаж на развитых рынках, и одно из 10 — на развивающихся. В масштабе мирового рынка мобильной связи количество подключений к сетям семейства WCDMA (WCDMA и WCDMA-HSPA) превысили рубеж в 550 млн и оцениваются в 11% от мирового объема подключений в 5 млрд.

Самым развитым рынком 3G-сервисов аналитики Wireless Intelligence считают рынок Швеции, где более 90% устройств, предлагаемых операторами TeliaSonera и Telenor Sweden, являются устройствами 3G. При этом более половины абонентов обоих операторов перешли на использование 3G-сети, что намного больше 36% — доли 3G-абонентов во всей Западной Европе, где более быстрые сети WCDMA HSPA начали отбирать абонентов у сетей WCDMA. Сегодня к сетям WCDMA HSPA подключены 46% от общего числа подключений к сетям всего семейства WCDMA в этом регионе (год назад этот показатель не превышал 30%). Эти цифры, по мнению аналитиков, отражают тенденцию роста предложений устройств для сетей HSPA в среднем ценовом сегменте на фоне непрекращающегося ажиотажа в области мобильных широкополосных сервисов. Исследование Wireless Intelligence показывает, что подавляющее большинство из предлагаемых на рынке 3G-устройств — это устройства с поддержкой сетей HSPA, и 5% из общего объема предназначены только для сетей WCDMA.

Вместе с тем большинство операторов продолжают поддерживать широко распространенные сети GSM/EDGE. По данным аналитиков, GSM-устройства с поддержкой EDGE составляют 25% от общего объема продаж на зрелых рынках, и 36% — на развивающихся. Часто сети EDGE становятся заменой WCDMA, поскольку на данный момент обеспечивают лучшее, чем WCDMA, покрытие. Например, в России, оператор MTC объявил о достижении парка свыше 1 млн устройств для широкополосной мобильной связи, из которых 32% составили подключения HSPA, а 44% — EDGE. При этом 40% HSPA-устройств предназначены только для получения мобильных широкополосных сервисов.

На многих развивающихся рынках, где проникновение фиксированного широкополосного доступа очень мало, сети HSPA обычно становятся первыми проводниками широкополосного доступа в Интернет. Как правило, мобильные операторы таких стран предлагают полный пакет сервисов HSPA с возможностью «отката» к получению сервисов EDGE, если устройство не обеспечивает соединения с сетью HSPA.