Компания J’son & Partners Consulting по итогам как собственных исследований мирового и российского рынка виртуальных операторов, так и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях, представила обновленный анализ российского и мирового рынков виртуальных операторов мобильной связи (MVNO).

MVNO в мире

В начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. В ряде стран услуги предоставляют десятки виртуальных операторов, например, в США действует 81 MVNO, в Нидерландах — 66, в Германии — 54, в Бельгии — 52, в Великобритании — 44, во Франции — 41, в Австралии — 33. По итогам 2009 г. в мире насчитывалось почти 103 млн абонентов виртуальных операторов. В 2010 г., по прогнозам, этот показатель превысит 111 млн человек, что составляет 3,2% от всей абонентской базы сотовых операторов.

MVNO в России

По оценке J’son & Partners Consulting, в России к концу 2009 г. абонентская база виртуальных операторов увеличилась в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом и составила около 850 тыс. К середине 2010 г. количество абонентов российских MVNO превысило 1,1 млн (0,5% от числа активных SIM-карт), и к концу года, по прогнозам, достигнет не менее 1,3 млн.

Таким образом, в нашей стране доля MVNO от всей абонентской базы сотовых операторов пока по крайней мере в шесть раз меньше, чем в мире. Хотя положительная динамика явно налицо (см. столбчатую диаграмму).

Динамика количества абонентов MVNO в России, тыс., 2007 — 2010 гг.

Источник: J’son & Partners Consulting, июль 2010

По состоянию на середину 2010 г. в России насчитывалось около 10 компаний, которых можно позиционировать как действующие MVNO или pre-MVNO. Крупнейшим по размеру абонентской базы виртуальным оператором является проект «Просто для общения», который по состоянию на конец I полугодия 2010 г. обслуживал более 600 тыс. пользователей (более половины рынка). В четверку лидеров также входят такие проекты, как A-Mobile, «Алло Инкогнито» и Matrix Mobile. Таким образом, расстановка сил на рынке по сравнению с концом 2008 г. существенно изменилась, и в настоящее время на рынке доминируют MVNO-дискаунтеры «Просто» и «A-Мобайл» (см. круговую диаграмму). По мнению J’son & Partners Consulting, в России активнее всего будут развиваться проекты на базе крупнейших розничных сетей. В мае 2010 г. X5 Retail Group N.V., один из крупнейших в России ритейлеров по объемам продаж (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), заключила договор о создании виртуального мобильного оператора на базе сети МТС. Первые подключения абонентов в магазинах сетей «Перекресток» и «Карусель» на территории Москвы и Московской области планировалось начать до конца лета 2010 г.

Рыночные доли MVNO/pre-MVNO по абонентской базе в России, IH 2010

Источники: J’son & Partners Consulting, данные операторов, июль 2010

Перспективы

Интерес к MVNO в России не угасает, и довольно большое число компаний в 2010 г. заявляли о планах по созданию подобных проектов. Лицензии на «..предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» получили такие компании, как «НефтеГазТелеком», «Народный Телеком», «Дельфин Телеком ЕА», «Народный Мобильный Телефон», «Мобильные Медицинские Технологии», «Радиана», «Наша сеть», НИС, «Форатек Коммуникейшн», «ЛэндМаркет», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «КантриКом» и др. Всего с мая 2009 г. Роскомнадзор выдал лицензии нескольких десяткам компаний, но большинство из них услуги связи не оказывают. По условиям лицензии, дата начала предоставления услуг приходится на 2011-2012 гг. С этого времени J’son & Partners Consulting ожидает более активный рост российского рынка MVNO, который, тем не менее, будет сдерживаться отсутствием прописанного в действующем отраслевом законодательстве требования, обязующего сотовых операторов предоставлять в пользование свою инфраструктуру сторонним компаниям.