Аналитическая фирма Gartner опубликовала исследование мирового рынка мобильных устройств, согласно которому объем продаж смартфонов в 2009 г. достигнет 189 млн штук, что на 29% выше, чем в 2008 г. Этот прирост позволит им обогнать по объему продаж традиционные ноутбуки. По мнению Gartner, к 2012 г. мировой доход от продажи смартфонов достигнет 191 млн долл., тогда как ноутбуки к 2012 г. принесут своим производителям не более 152 млн долл.

По мнению аналитиков, по интенсивности роста сегмент смартфонов сравним с сегментом дорогих мобильных телефонов, растущим быстрее, чем общий уровень продаж трубок. Ожидается, что к 2012 г. объем продаж моделей класса люкс на 37% превысит общемировые продажи всех мобильников. В связи с этим аналитики предрекают, что к концу 2009 г. все основные производители ноутбуков (из тех, что еще не взяли на вооружение эту соблазнительную тенденцию) объявят о своих планах выхода на рынок смартфонов. Однако Gartner предупреждает их, что бизнес-модель продаж на рынке мобильной связи отличается от традиционной для рынка ПК: продажи на мобильном рынке в основном контролируются мобильными операторами, а цена устройства входит в стоимость контракта с поставщиком услуги. В настоящее время общий объем рынка смартфонов, контролируемый любым из производителей ПК (за исключением Apple), составляет менее 1% и, вероятно, в ближайшие три года ни один из них не сможет увеличить эту долю до значения выше, чем 2%. Скорее всего, для них будет непросто использовать существующие на этом рынке каналы продаж и поставок для расширения своего присутствия.

Аналитики Gartner выделяют пять основных проблем, с которыми столкнуться производители ПК на рынке сматрфонов:

  1. Смартфоны — это не усеченные версии носимых ПК, их технические характеристики менее важны для потребителя.
  2. Каналы продаж мобильных телефонов в основном контролируются операторами мобильной связи.
  3. Бренд и мнение потребителя о модели являются очень важными аспектами продаж для мобильных устройств.
  4. Производители мобильных телефонов доминируют на рынке мобильных Интернет-устройств (mobile internet devices, MID), поскольку лучше изучили потребности типового пользователя Интернет.
  5. Высокий потребительский спрос привел к массовому появлению смартфонов в организациях и теперь ими пользуются не только продвинутые IT-менеждеры.

По мнению Gartner, невозможно в одночасье преодолеть все сложности, с которыми столкнулись производители ноутбуков на мобильном рынке — движущие мотивы и поведение потребителя, позиционирование своих моделей на рынке и, что особо важно, взаимодействие с мобильными операторами. Чтобы перейти от разовых к хотя бы серийным продажам потребуется время. Производители ноутбуков должны также учитывать, что потребитель рынка мобильной связи большее значение (чем пользователь ноутбука) придает таким факторам, как ОС устройства, форм-фактор изделия и ощущения (как других потребителей, так и собственные) от использования той или иной модели. При этом для рынка смартфонов характерна гораздо более высокая конкуренция и большее количество производителей продуктов, чем для рынка ПК, и, по мнению аналитиков Gartner, производители ноутбуков должны радоваться, если «в такой толпе» им удастся стать узнаваемыми привередливым потребительским рынком.