В начале февраля 2009 г. российский производитель антивирусной продукции «Лаборатория Касперского» подвела итоги прошедшего года, рассказав об изменениях, произошедших за это время в области компьютерных угроз и распространения несанкционированных почтовых рассылок.

Создав так называемую «Сеть безопасности Касперского» (Kaspersky Security Network), эта компания получила не только инструмент наблюдения за распространением вирусных угроз по всему миру, но и возможность оценить объемы денежных потоков, вливаемых заказчиками в несанкционированные рекламные рассылки. Информация от пользователей антивирусной продукции этой фирмы о происходящем на их компьютерах, с их согласия, через Интернет поступает в специально созданные для этого центры, расположенные в разных регионах мира. Данные о предполагаемых новых вирусных угрозах максимально оперативно отправляются аналитикам, а остальные обобщаются и затем изучаются. Это дает возможность сократить время реакции на новые вредоносные программы до нескольких минут и получить бесценную информацию о спам-рассылках.

Анализ полученных данных показал, что в 2008 г., как и прогнозировалось, объем мусорной почты по сравнению с предыдущим годом увеличился незначительно, на 2,1%. В последнем квартале даже наметился его спад, вызванный международными усилиями, увенчавшимися закрытием управляющих центров Bot-сетей, физически располагавшихся на территории США. Ежедневно происходило в среднем 3 тыс. уникальных несанкционированных рассылок. Исходя из типовой стоимости отправки спама, составляющей около 40 долл. за 1 млн адресов, удалось оценить общий объем спам-рынка в российском сегменте интернета. Он составил 150 — 200 млн долл. Эти деньги, предназначенные на рекламу, перетекают в теневой сектор экономики, в котором перераспределяется через сложившуюся международную систему криминальных b2b-услуг.

Тематика рассылок позволяет определить типы предприятий, тратящих средства на мусорную почту. Наибольшее количество спама генерируется на деньги распространителей медикаментов и медицинских товаров/услуг (23,6%), под названием «Другие товары» скрываются мелкие производители из реального сектора экономики (16,1%), далее идет образование (12%) и сообщения «для взрослых» (11,8%). Остальное, кроме «Компьютеров и Интернет (4%) и «Полиграфии» (1,6%), заказывают поставщики различных услуг и мошенники.