«Как сообщают источники в канале поставок комплектующих для сборки компьютеров на фабриках контрактных производителей, число заказанных компанией Apple компьютеров MacBook Pro с изготовлением в III кв. текущего года выросло примерно на 20% относительно уровня II кв.»

Некоторые аналитики полагают, что это может быть связано с объявленным переходом Mac-ов на процессоры Apple Silicon. Аргументация следующая:

«Эксперты видят в этом всплеске спроса стремление удовлетворить потребность профессионалов в привычном для них средстве креативного производства. И при этом многие давние поклонники Apple наверняка будут стремить приобрести „последний MacBook Pro на Intel Core“, опасаясь, что следующая версия компьютера, которая будет уже построена на базе ARM-чипа, не сможет в полной мере отвечать их запросам и ожиданиям.»

Честно говоря, подобные обоснования выглядят странно. И вот почему.

Во-первых, увеличение производственного заказа, совершенно не означает увеличения спроса. Хотя, конечно, обоснованный заказ должен базироваться на анализе спроса.

Во-вторых — и это главное — сравнивать надо год к году — а не два соседних квартала. 20% плюса к третьему относительно второго — на самом деле это даже мало, и для Apple в особенности. Бывали у Macbook в такие периоды и более веселые подъемы.

В чем ту дело? Давайте разбираться.

Традиционный сезонный фактор

Итак, рост на 20% от второго к третьему кварталу года — АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНОЕ явление на компьютерном рынке, и на рынке ноутбуков в частности. Такое традиционно происходит у всех производителей — обычная торговая «сезонка». Иногда случается взлет и посильнее.

Второй квартал в компьютерных сегментах — период весенне-летнего спада продаж. Третий и четвертый — время роста.

Так было всегда. Но не в этот раз. О чем чуть далее. А пока рассмотрим традиционные причины явления.

С одной стороны рост именно в третьем квартале именуются в торговой практике сезоном «back-to-school» («снова в школу»). Но это название совершенно не следуют понимать буквально.

Термин «высокий сезон BTS» не означает, что продается исключительно учебные компьютеры для школьников, то есть бюджетные «рабочие лошадки». Растет ВЕСЬ спрос на ЛЮБУЮ компьютерную технику.

Во-первых, у взрослых свои камбеки — они возвращаются из отпусков.

Но главное: розница под наплыв родителей за школьными товарами выдает на полки по акционной цене все категории продуктов. И дорогие также. Вендоры готовят обновления линеек под общий взлет осенней покупательской активности. Всех линеек: профессиональных, игровых, имиджевых.

Так что рост здесь общий, и MacBook Pro он касается в равной мере. Не важно, что по российским меркам эти системы кажутся дороговаты именно «для школьников». Рост по продажам Mac-ов был всегда в такие периоды и у нас.

Apple и образование

Впрочем, есть здесь повод вспомнить и именно о школах. Вот только — не о «наших», а об «ихних».

В отличие от российского рынка, на западе Apple как раз известен как активный игрок сферы компьютеризации образования. Да-да, не только хромбуками жив этот сектор «там».

Под платформу Apple огромное количество образовательного софта. И компания долгие годы ведет комплексную работу с образовательными учреждениями, от детских садов до ВУЗов. Это для нашего рынка MacBook в классы — дорого. В США это норма, вообще говоря.

А что же до университетской среды, то там — Mac, считай, вообще стандарт.

И рост в BTS по Macbook Pro всегда имел место как раз в августе-сентябре в мировых масштабах.

Дистанционное образование и рост по ноутбукам

Да, сфера дистанционного образования в пандемию просто взмыла ракетой вверх. Потянув за собой спрос на компьютеры и на ноутбуки в особенности.

Впрочем, последнее время конечно большая часть образовательных приложений перекочевала в «облако». Сегодня уже менее важно, с какого компьютера вы обращаетесь к образовательным ресурсам. Заходят-то в основном через браузер. Где не важно, на какой платформе базируется консоль — MacOS, ChromeOS или Windows.

Просто растет весь спрос, и на все мобильные ПК, и образовательная сфера — одна из важных детерминант этого процесса.

Если раньше на семью мог быть один компьютер ( домочадцы довольствовались планшетами/смартфонами), то сегодня свой «большой экран в мир с клавиатурой» понадобился уже всем членам семьи старше 5 лет. И образовательные ресурсы — важная тема в этом смысле. Учиться со смартфона все-таки проблематично.

Теоретически растут на этом все бренды, но Apple Macbook Pro отличает от прочих то, что это суперпопулярный продукт «по умолчанию» с верной армией поклонников и своей платформой. Если в вашей семье имелся Acer или HP, то на следующем этапе вполне могут появиться Asus или Dell. А вот если у вас был iPad или Macbook, скорее всего и следующее приобретение будет также «яблочным» продуктом.

И когда рынок резко растет —Apple растет всегда. А вот остальные — в зависимости от текущего своего состояния.

Производство и спрос во втором квартале

Производственный рост заказов на третий квартал в данном случае — просто отработка растущего спроса на ноутбуки, резко и неожиданно стартовавшего во втором квартале на самоизоляции.

По ряду позиций ноутбуков сформировался дефицит. Такого развития событий как взрывной рост невозможно было предугадать. Ведь по традиционной сезонке планировался спад!. Плюс еще зимой повеяло кризисом, и бизнес начал сокращать планы закупок. Сократился и производственный заказ.

Плюс местами вмешалось нарушение цепочек поставок, имевшее место в марте. Хотя азиатский производственный сектор восстановился довольно быстро, местами дефицит все-таки возник.

И тут — самоизоляция со своим дистанционным образованием и требованием ПК в каждые руки! Не удивительно, что на конец этого «весенне-летнего спада наоборот» образовался карниз необслуженного спроса и в частном секторе.

А с выходом из периода самоизоляции уже подоспел и расконсервированный корпоративный спрос — организации возобновили работу и начали наверстывать упущенное за несколько месяцев. Т. о. начались активные закупке уже и профессиональной техники. Это отчетливо видно и по последним данным уже по отечественному рынку ноутбуков.

А MacBook Pro в этом смысле как раз универсальная линейка. В профессиональной среде дизайнеров и программистов она также популярна как и у широких масс.

И то что рост производственного заказа вырос лишь на 20% — что, повторимся, скорее мало чем много, — означает лишь то , что сопоставление идет в данном случае с высокой базой сравнения. Второй квартал оказался неожиданно хорош.

Но это не значит что весь спрос был отработан летом. Ведь во-многом это были те закупки, которые вне пандемии просто не случилось бы. Это был просто подарок рынку, довесок сверху. А не съедание всего спроса на осень-зиму.

Mac OS 11

Если уж говорить о том, что произойдет в сфере Mac по осени — так скорее должно вспомнить о запуске новой версии ОС MacOS Big Sur.

Для профессиональных «маководов» это действительно может стать стимулом к обновлению до конца этого года.

И все-таки, что с ARM

Но что же все-таки со столь ошеломившем всех заявлении о перспективах перехода на ARM? На фоне всего прочего, его влияние на текущий спрос представляется явно переоцененным.

Во-первых, все понимают, что это долгий процесс.

(Кстати, пока никто не сказал, что первым маком на Apple Silicon в этом году будет именно Macbook Pro. Скорее, для начала это будет Macbook 12«, Air или вообще что-то с новым названием.)

Полный переход с x86 будет осуществляться долго. Так что предполагать, что макюзеры побежали скупать Intel-маки — это все же сильно переоценивать их пугливость.

Если же и говорить о влиянии этой новости на аудиторию, то скорее в общем PR-ключе. «Apple откажется от Intel в пользу собственных процессоров». Этот заголовок можно было увидеть на страницах даже общественно-политических изданий, автомобильных журналов и, подозреваем, даже глянцевых женских. Уж больно хайповая инфа.

Это просто могло подстегнуть интерес к Apple как к бренду, напомнить своей аудитории, заинтересовать пока что не свою. Лишнее напоминание из каждого утюга полезно даже и без того культового имени. Вот собственно и все.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch