За три квартала 2019 года было продано 2 млн. настольных ПК, сегмент вырос на 2%. Таким образом, за счет хороших продаж в третьем квартале — десктопы подросли на 8%  рынок вернулся в зону положительных значений в годовой ретроспективе.

ITResearch оценивает рынок десктопов с учетом поставок как готовых системных блоков, так и сегмента «самосбора» — компьютеров собираемых по заказу и самостоятельно квалифицированными пользователями.

Продажи настольных ПК в РФ в натуральном выражении в 2019 г.

Источник: ITResearch, октябрь 2019

Однако динамика разных товарных категорий ПК была неравномерной. Весь позитив относится именно к сегменту системных блоков. Их динамика вышла из отрицательной зоны еще в прошлом квартале, а в третьем и вовсе достигла почти 10% роста.

Динамика структуры продаж на российском рынке настольных ПК по типам устройств

Источник: ITResearch, октябрь 2019

Безусловной опорой роста выступали корпоративные продажи. Важным стимулом здесь стал массовый переход на Windows 10, в связи с прекращением поддержки Windows 7 с начала 2020 года. Как известно, переход на Win10 осуществляется простым обновлением, однако ИТ-службы часто предпочитают «заливать» новую ОС на новое клиентское «железо». Это стимулирует обновление парка ПК, и особенно это заметно именно в оргсекторе.

Причем обновляются в основном все-таки именно на системы в конструктиве Tower или SFF, либо переходят на более компактный форм-факторы — Ultra Small Factor, сохраняя старые мониторы. Все-таки AIO в деловом секторе так и не стал массовой позицией.

Плюс, в 2019 г. неожиданно ожило, уже казалось бы подзабытое, направление. А именно заказная сборка ПК и «самособор». Вот частный пример, подтверждающей эту тенденцию. А причина этого явления в значительной степени кроется в дефиците процессоров Intel. Как следствие — пробелы в модельных рядах готовых ПК. А на открытом рынке варианты использования альтернативных процессоров найти все-таки можно. Например, чипы AMD. И опытный потребитель довольно активно стал возвращаться к схеме заказных закупок или самостоятельному приобретению комплектующих.

А вот AIO остаются тормозящим сегментом. Их динамика, в сравнении с абсолютно провальным началом года также постепенно улучшается. Но из фазы падения им пока выйти не удается. Как сказано выше, — деловой сектор ими по-прежнему не особенно интересуется, — а розница чувствовала себя в этом году явно хуже.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch