Направление беспилотных автомобилей «Яндекса» к 2030 г. будет оцениваться в 2,6–6,4 млрд долл., говорится в отчете банка UBS, посвященном бизнесу «Яндекса» в сфере автономного транспорта. По прогнозу банка, «Яндекс» может стать монополистом на рынке беспилотного транспорта России. Об этом сегодня сообщает ресурс РБК.

Коммерческая эксплуатация беспилотников «Яндекса» начнется в 2022 г. в Москве, а в других регионах — годом позже, полагают в UBS. По оценке банка, выручка компании от сегмента беспилотников в 2022 г. может составить от 170 млн до 1,4 млрд руб. Как говорится в отчете банка, в случае успеха проект может сделать «Яндекс» значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 г. вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей.

UBS рассматривает два основных варианта развития бизнеса «Яндекса» в сфере автономного транспорта.

Если компания не станет заниматься беспилотными грузоперевозками, а сосредоточится только на пассажирских перевозках (например, такси и каршеринг), оценка этого бизнеса к 2030 г. в среднем будет составлять 2,6 млрд долл., однако может варьироваться от 1,5 млрд до 3,1 млрд долл. в зависимости от реализации негативного или позитивного сценария развития. Акции всего «Яндекса» в таком случае подорожают на 5–10% относительно текущей справедливой цены, которая, по мнению UBS, составляет 54,3 долл. за одну бумагу (23 августа на NASDAQ бумаги стоили около 36 долл.). Аналитики в разборе этого сценария также приводят источники формирования выручки этого направления. Она будет строиться на использовании «Яндексом» беспилотных автомобилей в такси и каршеринге (80% от оборота); монетизации времени пассажира в поездке за счет рекламной модели или подписки на медиаконтент, например «Кинопоиск» (10%); а также продаже лицензий на технологию беспилотного вождения различным автопроизводителям (10%).
Беспилотное направление будет стоить дороже, если «Яндекс» выйдет со своей технологией на рынок коммерческих грузоперевозок. В таком случае стоимость бизнеса составит 6,4 млрд долл. Негативный и позитивный прогнозы UBS варьируются от 3,8 млрд до 7,7 млрд долл. Акции всего «Яндекса» при этом могут вырасти на 13–26% относительно текущей справедливой цены. При реализации этого сценария использование беспилотников в такси и каршеринге будет давать 32% от оборота; беспилотные грузоперевозки — 60%; монетизация времени пассажира в поездке — 4%; продажа лицензий — 4%.

Российский рынок грузоперевозок намного больше рынка такси, что предполагает ощутимый рост доходов для новых игроков. Тем не менее сектор выглядит очень капиталоемким, что может быть проблемой для компаний, разрабатывающих технологии в сфере автономного транспорта. По данным банка UBS, в 2018 г. объем рынка грузоперевозок в России составил 815 млрд руб., в то время как весь рынок такси, включая онлайн-сегмент, равнялся 642 млрд руб.

Напомним, что чистая прибыль «Яндекса» по итогам 2018 г. составила 660, 1 млн долл. США