Российская Федерация входит в число лидеров среди стран по объему финансирования на исследования и разработки, занимая 8-е место в мире по абсолютному показателю затрат. Отличительной чертой является тот факт, что доля инвестиций в исследованиях и разработках, приходящаяся на государство, составляет около 85%.
В период 2011–2016 гг. было выполнено 165 тыс. научно-исследовательских разработок (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) и только 33,7 тыс. зарегистрировано в качестве результата научно-технической деятельности (РНТД).
При этом до внедрения в промышленность доходят менее 5% вузовских разработок, большая часть работ заканчивается лишь публикациями в специализированных научных изданиях и выступлениями на конференциях. И ни один российский вуз не попадает в международные рейтинги инновационных вузов.
Такая статистика была приведена в рамках секции ВОИР состоявшейся недавно конференции «Интеллектуальная собственность – инновационный потенциал России».
Пытаясь понять причины такой неэффективной НИОКР в стране, эксперты указывали на несбалансированность в развитии отечественной экономики, проявляющуюся в доминировании сырьевого и деградации производственного сектора. В этом причина чрезвычайно низкой восприимчивости инноваций предприятиями как государственного, так и частного сегмента.
За последние 25 лет Россия не осуществляла системной реализации научно-технической политики с учетом актуальных технологических трендов. При этом многие страны, позаимствовавшие советские механизмы управления инновациями, являются сегодня ведущими научными и технологическими державами мира.
Механизм венчурного финансирования все еще находится в зачаточном состоянии, а подавляющее большинство финансируемых проектов реализуются в сфере ИКТ, число инвестиционных сделок в других отраслях остается единичным.
В итоговой резолюции секции было высказано несколько интересных соображений по активизации развития массового НИОКР, например:
• Создание в регионах Офисов трансфера технологий (Центров компетенций и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности) на базе технических вузов в общедоступном формате с размещением в них патентных поверенных, инжиниринговых и маркетинговых подразделений, региональных организаций изобретателей, акселераторов. Опыт построения таких сетей есть в Норвегии, Бельгии и других странах.
Задачей функционирования таких офисов должно стать построение системы, позволяющей изобретателю комфортно работать от идеи до реализации конечного продукта по принципу «одного окна», получая полный спектр услуг с гарантией защиты от недобросовестной конкуренции. Надо максимально привлекать к работе таких офисов компании среднего бизнеса с хорошим потенциалом роста и восприимчивым к инновациям, готовых к завоеванию лидерских позиций в своих отраслях;
• Предложение о запуске программы «Инновационный ваучер» - документа, которым получатель вправе оплатить услуги в областях научных исследований и разработок, разработки продукта, передачи технологий и интеллектуальной собственности, консалтинга в области управления, образования при реализации инновационного бизнес-проекта;
• Рекомендации инновационным предпринимателям и изобретателям максимально использовать возможности краудфандинга и венчурного финансирования для реализации своих проектов.