Итак, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ заключило контракт на выполнение НИР по теме "Реализация концепции реформирования отрасли связи в части использования радиочастотного спектра и оказания универсальных услуг связи", Заказ №0173100007513000017.

Безусловно, две актуальные для российской инфокоммуникационной отрасли проблемы, решение, а скорее не-решение которых, особенно первой, уже многие годы было притчей во языцех. Однако Минкомсвязи РФ заключение данного контракта как-то замалчивает - на сайте уважаемого министерства его найти не удалось! Может быть, по своей стоимости данная сделка была незначительной? Отнюдь, сумма контракта составила 12,8 млн. рублей. Все дело в том, что в результате ВСЕХ процедур, заявку на участие в конкурсе, объявленном министерством 30 июля, подала только одна компания. В результате, конкурс был признан недействительным, а через неделю с единственным участником конкурса, в соответствии с обусловленной законом процедурой, был заключен вышеуказанный контракт. По логике, следовало объявить новый конкурс, или подумать об иных вариантах разработки концепции "реформирования отрасли связи", однако...

На первый взгляд, можно было предположить, что контракт заключен с одним из головных отраслевых НИИ, например, с НИИР, ЦНИИС, на худой конец, с одним из учебных профильных ВУЗОВ. Однако, данные организации по неясным причинам в конкурсе не участвовали? Единственную заявку на участие в конкурсе, а затем и контракт на НИР получило ООО "Эрнст энд Янг - оценка и консультационные услуги"! Остается надеяться, что уважаемое ООО общего профиля разыщет среди своих сотрудников соответствующих специалистов, которые успешно выполнят порученную НИР, а телекоммуникационное сообщество сможет ознакомиться с новой Концепцией!

Вызывает непонимание путь решения проблем, выбранный российскими чиновниками. Имея сеть когда то мощных отраслевых НИИ, профильных кафедр в ВУЗАХ, специализирующихся на инфокоммуникационных проблемах, объявляется конкурс, на который данные организации не привлекаются. И здесь уже можно говорить, что мы имеем дело с теми очевидными последствиями организационных процедур, которыми так увлекалось предыдущее руководство Минкомсвязи. Казалось бы, не соизволили участвовать в конкурсе НИИР, ЦНИИС, можно ожидать, что примут участие ЛОНИИС или ЛОНИИР. Однако несколько лет назад НИИ, подчиненные Минкомсвязи, были объединены под флагами московских организаций. Так чиновникам удалось убить идею конкуренции, которая всегда присутствовала в работах этих отраслевых НИИ.  

Сегодня бурно обсуждается проблема реформирования РАН, которая, на первый взгляд, кажется локальной. Однако, стагнация отраслевых телекоммуникационных НИИ, а ничем иным объяснить волевую импотенцию при отказе от участия в конкурсе невозможно, указывает, что реформирование научной сферы архиактуально. Можно организовать еще 10 "Сколково" и 100 Технопарков, но без внятной концепции развития как отраслевой так и академической науки интеллектуальное развитие страны маловероятно. А с такой концепцией российское научное сообщество пока не ознакомлено.

Вероятно, разработку ракетоносителя для запуска первого ИСЗ можно было по конкурсу поручить и Вернеру фон Брауну, но согласились бы с такой постановкой Королев, Глушко, Янгель или Челомей? Даже сегодня это кажется невероятным.

А. Шуляк, независимый эксперт