В чем смысл предложения таких высокотехнологичных товаров, как ИТ-продукция, в сетях потребительских продуктов? К рассуждению на эту тему меня подвиг недавний анонс начала продаж оборудования TrendNet в интернет-магазине E5.RU. Напомним, что этот интернет-проект был создан одним из крупнейших ритейлеров X5 Retail Group в интересах и для удобства покупателей таких супермаркетов, как «Пятерочка», «Перекресток» и др., для которых ИТ-продукция не является не только профильной, но и сопутствующей.

Вообще, с тем что, что современная ИТ-техника может достаточно эффективно продаваться в неспециализированных магазинах, уже трудно спорить. В качестве примера можно привести довольно большие отделы электронной техники в таких гипермаркетах, как «Метро», «Ашан». Конечно, уровень консультационного обслуживания там не выдерживает никакой критики, но любителей интуитивных покупок (по принципу «увидел – купил») немало. Особенно, если грамотно оперировать рекламными акциями. Кроме того, здесь значителен эффект визуального присутствия товаров на полках, что способствует повышению узнаваемости брендов и их товаров и опосредованно влияет на увеличение продаж в других местах. Держатели торговых площадей это понимают, потому и место на полках достается не всем. Мы сейчас не говорим об условиях присутствия на полках специализированных магазинов, там они еще жестче.

Интернет-магазины более демократичны, ибо площадь виртуальных полок много больше. Хотя и здесь, наверное, специализированные ресурсы более критичны в выборе партнеров. В результате отмеченный выше тренд к росту популярности неспециализированных по товарной номенклатуре ресурсов наблюдается и в интернет-торговле. Далеко не все обращаются за покупками в специализированные интернет-магазины, это сейчас, скорее, удел более продвинутых покупателей. Современные сервисы продвижения в поисковых запросах помогают (за адекватное вознаграждение) продвинуть в верхние строчки предложений не специализированный, но глобальный ресурс. У них больше финансовых возможностей, и соответственно может быть более адекватное вознаграждение, что гарантирует попадание в топ-лист.

В результате, если вернуться к ресурсу E5.RU, то здесь среди прочих товаров спектр предложений по ИТ-тематике достаточно внушителен. Согласно пресс-релизу, E5.RU предлагает в своем ассортименте более 400 000 товаров, в том числе, и класса электробытовой, аудио-видео и компьютерной техники. Понятно, что попасть в большой магазин для компаний с ограниченными финансовыми ресурсами, какой, наверное, является и компания TrendNet, проще. Другое дело, что найти тебя в большой барахолке труднее.

Однако, у E5.RU есть еще одно существенное для массового потребителя преимущество – более демократичная доставка. После оформления заказа в интернет-магазине товар доставляется в выбранный покупателем магазин «Перекресток» или «Пятерочка». При желании покупатели, конечно, могут выбрать и традиционную доставку товара с курьером на дом или в офис, но это дороже.

Есть и еще несколько плюсов и минусов.

Товар забирают из фирменного шкафа E5.RU в торговом зале и оплачивают в любой кассе магазина. Понятно, что кассиру, пробивающему в чек кефир с картошкой, задавать какие-то вопросы относительно комплектации и работоспособности товара, бесполезно. Это минус, ведь курьер, например, или продавец обычного магазина обязан его продемонстрировать. К слову, схема интернет-торговли с доставкой в рассредоточенную по городу сетью пунктов выдачи товара, существует и у специализированных на ИТ-продукции ресурсах типа Сitilink или «Юлмарт», но там немного другой покупатель и алгоритм выдачи товара.

С другой стороны, любознательный покупатель продуктов и хозтоваров в «Пятерочке» может заинтересоваться, что за коробочки лежат на фирменных полках выдачи товара, и узнать, таким образом, что в природе существует такое устройство, как роутер и такой бренд, как тот же TrendNet. А позднее – заказать его и купить. Это плюс.

Таким образом, для продуктов, ориентированных на массовый рынок и не очень пафосных брендов, данный канал продаж представляется вполне полезным. Ну а гаджеты типа iPhone или Galaxy S в авоську обычно не кладут. Хотя, как говорят, чуть ли не в центре Москвы авоськи продаются в специальном магазине как стильный аксессуар.

Юрий Бонкарев, "Бестселлеры IT-рынка"