Возможно, новость о том, что самый крупный ЦОД в России построит «Ростелеком», может кого-то удивить. Действительно, до недавнего времени эта компания была мало активна в сегменте коммерческих дата-центров (КДЦ). Например, по данным компании «Современные телекоммуникации» по состоянию на 01.01.2012 г. «Ростелеком» не входит в «ТОП-10» компаний-операторов КДЦ по суммарной площади введенных в эксплуатацию технологических залов в Московском регионе. Хотя следует признать, что некоторые из интегрированных в него МРК, например, «Сибирьтелеком», пробовали, и не без успеха, свои силы в этом сегменте.

Ситуация кардинально изменилась после известного Распоряжения Правительства России. В результате «Ростелеком» объявлен единственным исполнителем мероприятий Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» в части формирования национальной российской платформы «облачных» вычислений. Таким образом, была подготовлена правовая база для создания монополии в секторе предоставления услуг КДЦ госучреждениям и ведомствам. Это послужило сигналом для начала определенной PR-компании, а теперь и анонсу гигантского проекта.

Если принять, что инвестиции для создания технологической площади 1000 кв. м в КДЦ уровня 3 составляют 1 000 000 долл., то общие затраты «Ростелекома» будут как минимум 10 млн долл. Но суть дела в том, что во сколько бы ни обошлось строительство Московского и других КДЦ «Ростелекома», включая сертификацию в UI*, за все уплатит наш бессловестный налогоплательщик. «Ростелеком» монопольно определит цены за предоставляемые услуги госучреждениям таким образом, чтобы компенсировать ВСЕ инвестиции, как необходимые, так и сомнительного характера.

Например, сертификация в UI, «признанном мировом лидере в области технологического консалтинга и сертификации ЦОДов, разработчике базового стандарта на инженерную инфраструктуру ЦОДов». Без сомнения, на средства, которые будут перечислены в UI, можно было бы разработать соответствующий отечественный нормативный документ. Напомню, что пока в РФ существует только документ СН-512-78 «Технические требования к зданиям и помещениям для установки средств вычислительной техники» (Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин), (строительные нормы, последняя редакция — февраль 2000 г: Изменение № 2 Постановлением Госстроя России от 24.02.2000 № 17, введены в действие с 1 июля 2000 г., Информационный бюллетень № 5 2000 г). Данный документ «...времен Очакова и покоренья Крыма» был ориентирован на средства класса ЕС ЭВМ и никак не соответствует времени.

Тем не менее лед тронулся, целесообразность строительства нового высоконадежного КДЦ, ориентированного в основном на госсектор, сомнений не вызывает, тем более что пока на территории РФ функционирует единственный, нам известный, КДЦ, получивший сертификат UI Tier III Facility (соответствие Tier III по результатам ввода в коммерческую эксплуатацию). Также известно, что сертификат UI по классу Tier III Project (Проект инфраструктуры КДЦ) получен рядом операторов КДЦ РФ. Но их круг ограничен, а от проекта до получения в UI сертификата Facility проходят годы.

А. Шуляк, независимый эксперт

* The Uptime Institute — разработчик базового стандарта на инженерную инфраструктуру ЦОДов (прим. ред.).