Объявленная покупка SPB Software – очень странное решение со стороны "Яндекс". И заявление о сверхъестественной актуальности утилиты SPB Shell 3D, сделанные в официальном заявлении, тоже выглядят странно. По статистике, которую "Яндекс" выдает для некоторых своих мобильных решений (например, мобильных карт), наиболее актуальна была платформа Symbian, за ней шли iPhone и Android. Но доля Symbian стремительно падает, и вкладываться в ПО для этой платформы сегодня довольно странно.

Оболочка SPB Shell 3D была популярна на Windows Mobile, но сегодня де-факто она запрещена жесткими требованиями Microsoft, исключающей установку сторонних оболочек для Windows Phone 7 (хотя варианты есть, если оформить ее как "хаб"). Для iPhone SPB Shell 3D не выпускается. Есть версия SPB Shell 3D для Android и она весьма востребована, но такие утилиты в принципе не относятся к программам первой необходимости. Если уж задумываться о покорении мобильного рынка и создании подлинно массового продукта, лучше было бы рассмотреть вопрос о покупке разработчика, например, мобильных словарей.

В итоге создается впечатление, что вся эта история связана с тем, что компания "Яндекс" вынуждена, во-первых, демонстрировать какую-то активность в мобильном сегменте, где сегодня царит Google, во-вторых, – это нужно было сделать сравнительно быстро, поскольку курс акций в последнее время снижался, что создавало нервозную обстановку. А покупка "лидера в области мобильных оболочек" – хороший ход для демонстрации активности, благо средств после выхода на IPO у "Яндекса" для этого достаточно. И действительно, после 28 ноября, когда стало известно о покупке, акции "Яндекса" слегка подросли. (Что было особенно важно на фоне предыдущего "пост-IPO" падения курса с 28.62 в начале ноября до 19.72 – 21 ноября.)

Более рациональной причиной покупки (если не рассматривать желание "обозначить активность" перед акционерами) можно считать стремление получить команду разработчиков, имеющую богатейший опыт разработки мобильного ПО для массы платформ. Возможно, у "Яндекса" есть желание сделать свою систему мобильной рекламы. Хотя не очень ясно, зачем нужны разработчики прикладного ПО и утилит, реклама все равно транслируется в браузерах, но... Если фантазировать, то можно предположить, что были какие-то переговоры с разработчиками мобильных утилит, с предложением интегрировать рекламные модули "Яндекса" в их продукты (как это происходит сегодня с "Яндекс.Баром", который внедрен в инсталляторы огромной массы бесплатных и условно-бесплатных утилит). Они, если и были, то, вероятно, не удались, а в итоге было решено сделать "свои программы, с рекламой и Яндексом". Но это, повторимся, весьма умозрительный анализ.

Светлана Завьялова, менеджер аналитической группы Smartmarketing