«Структура рынка» — довольно расплывчатое понятие, но на рынке планшетов явно сформировалась основная сегментация — по типоразмерам устройств. Именно с ней и связаны прочие вопросы — ценовые, конкурентные, потребительские и сбытовые. Картина же с форм-факторами весьма четкая: на мой взгляд, явно выделяются три отдельные подкатегории — планшеты с диагональю 4–5″", 7″ и 10«. Есть несколько вариантов, так сказать, «плюс-минус», но перечисленные типоразмеры — основные. Уверен, такая картина рынка и останется в будущем. Дело в том, что такие размеры обусловлены сценариями использования каждого из сегментов планшетов.

Сегменты 7 и 10 дюймов уже оформлены вполне четко. А вот планшеты с диагональю 4–5 дюймов в сознании потребителя пока, пожалуй, несильно отличаются от смартфонов. Думаю, что здесь развитие еще только предстоит.

Существует ли конкуренция между обозначенными сегментами? На данном этапе — скорее да. Но по мере развития рынка — все меньше и меньше. Ведь сегодня сознание потребителя в направлении планшетов только формируется — пользователь действительно сопоставляет между собой все устройства на рынке и выбирает один из форм-факторов. Но на самом деле 5-, 7- и 10-дюймовые планшеты — продукты разные. В таком деле, как портативные устройства, размер имеет значение. 5-дюймовый планшет — это скорее усовершенствованный смартфон, т. е. в значительной мере средство коммуникации. 7-дюймовый планшет — это карманное устройство, ориентированное в первую очередь на потребление контента, а 10-дюймовый — в большей степени рабочий инструмент. Разные сценарии, разные потребители. Хотя последнее не совсем верно. Ведь одно не мешает другому — у одного и того же пользователя в будущем может быть несколько продуктов из категории, относимой нами к планшетам. В то же время другие задачи он может продолжать решать с помощью классических телефонов, настольных или мобильных компьютеров, плееров и проч. На рынке есть место всем, и чем дальше, тем больше расширяется пространство.

В линейке ViewSonic уже присутствуют модели всех обозначенных сегментов — ViewPad 4 (4,1″), ViewPad 7 (7″) и ViewPad 10 и 10s (10,1«), что дает возможность работать на всех рынках.

Александр Фролов, менеджер по продукции компании ViewSonic

Подробнее о тенденциях развития российского рынка планшетов см. в статье «Рынок планшетов становится массовым», «Бестселлеры IT-рынка», 2011, № 3.