Вчера компьютерный рынок захлестнула новая волна ажиотажа вокруг смартфонно-планшетной продукции Apple. Компания Samsung через суд потребовала от Apple раскрыть ключевые параметры еще не вышедших новых версий iPhone и iPad. Это выглядит весьма странным, если не знать, что некоторое время тому назад Apple заявила против Samsung аналогичное требование по отношению к ее будущим новинкам — смартфону Galaxy II и планшетам Galaxy Tab. И калифорнийский суд требование американской компании удовлетворил.

Все это напоминает известные элементы локальных дипломатических войн, когда одна сторона кого-то высылает, а другая тут же дает симметричный ответ. Samsung, конечно, можно понять, компанию обидели, публично обвинили в плагиате, потребовали «раздеться», образно говоря. Причем в «лучших» традициях американского правосудия все разбирательство надо вести в американских судах. И в обиде Samsung делает довольно неуклюжий ход и требует показать то, чего еще нет.

Хотя на эту историю можно посмотреть и по-другому. С точки зрения рекламы, законы которой гласят, что чем больше говорят, тем лучше, даже если циркулирует и не слишком позитивная информация. Я, конечно, не хочу сказать, что Samsung делает это умышленно, но польза от конфликта есть. Предъявляя претензии к Samsung, Apple неявно признает в нем основного конкурента. В принципе, оно так и есть, но далеко не все из непрофессиональной среды об этом знают. Кроме того, преимущество Apple сейчас столь велико, что вряд ли имеет смысл показывать, от кого ты потенциально видишь основную угрозу. А так массовый потребитель планшетов и смартфонов (а этот рынок действительно становится массовым) получает четкую информацию об альтернативе.

Вообще мне кажется, что данная шумиха вряд ли идет Apple на пользу. Все эти обсуждения/рассуждения как бы показывают массовому потребителю, что в планшетах и смартфонах других компаний есть много подобного iPad/iPhone. Или того хуже, что они вообще не так уж сильно отличаются от них. А тогда зачем записываться в ночь на покупку новой модели Apple, платить за нее дополнительные деньги? И ведь действительно, зачем, если, конечно, ты не ставишь своей целью просто войти в касту обладателей продукции Apple, которая считает себя привилегированной.

Смартфоны и планшеты все быстрее приближаются к статусу утилитарной продукции. Вот сейчас массовый китайский сборщик, проанализировав имеющиеся на рынке образцы продукции серьезных разработчиков, поймет, как надо делать нормальные планшеты (поскольку пока то, что идет от noname-производителей, говорит о том, что они еще не совсем это понимают), и все. Говорить будет вообще не о чем, все будет более менее одинаковым, и говорить начнут цены.

Apple уже по сути сняла сливки с этого рынка, причем хорошо сняла. И это заслуженно, поскольку они привнесли на рынок идею и раскрутили ее. Сейчас на рынок вышло много серьезных игроков с добротной альтернативной продукцией, мощной маркетинговой поддержкой. Начинается планомерная борьба за массовый рынок, сливок здесь уже не будет. Но это обычный сценарий развития новых рынков. Их сейчас нельзя удерживать вечно, или даже просто долго. И защита в судах таких труднозащитимых составляющих интеллектуальной собственности, как элементы области дизайна или пользовательского интерфейса, дает скорее больше рекламы конкурентам, чем пользы себе.

Для такой компании, как Apple, уже пора думать над новыми концептами. Да они, пожалуй, уже и думают. Тогда все эти судебные иски можно считать и отвлекающим маневром.

Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»