Компания Cisco по праву считается одним из лидеров в области инноваций, которые она развивает в том числе и за счет активной, может быть даже агрессивной политики на рынке слияний и поглощений.

Однако информация (на уровне CEO Cisco Джона Чамберса) о том, что Cisco необходимо сфокусироваться лишь на своих основных продуктовых группах, отказавшись от некоторых второстепенных, среди которых названы blade-серверы, средства виртуализации десктопов, элементы домашних сетей и аппаратные средства безопасности, не принесшие компании больших прибылей, заставляет задуматься о том, что проблема активного расширения смежных бизнесов отнюдь не проста, и данный список вполне может быть расширен.

На открывшуюся в Москве 19 апреля конференцию по беспроводным технологиям Cisco Mobility Summit приехали высокопоставленные менеджеры Cisco – Том Уилберн (Tom Wilbern) – вице-президент по направлению «Мобильность» и менеджер по развитию бизнеса и продажам на развивающихся рынках Луканус Огастус (Lucanus Augustus). Поэтому вполне логично было поинтересоваться, не ожидается ли «неожиданностей» подобного рода в курируемом ими подразделении Cisco Mobility.

Г-н Уилберн ответил, что нет, не ожидается, и более того, направление Mobility является одним из самых устойчивых и перспективных в структуре бизнеса Cisco. А г-н Огастус добавил два известных и весьма позитивных примера на этот счет. В 2005 г. Cisco приобрела частную компанию Airespace, и результатом этой сделки ценой около 0,5 млрд долл. стала известная серия продуктов Cisco Aironet. Более поздний пример – приобретение в 2008 г. компании Cognio, обеспечившей Cisco Clean Air – весьма эффективную технологию «очистки эфира от помех».

C этими примерами конечно трудно не согласиться, но есть ведь и обратные примеры: в 2009 г., когда почти за 600 млн долл. приобреталась компания Pure Digital с целью создать производство массовых видеокамер Flip. И совсем непрофильным данный актив не назовешь, ведь Cisco и сейчас говорит о том, что видеотрафик – одно из наиболее перспективных направлений обмена информацией. Проблема, наверное, в том, что компания решила захватить здесь весь спектр продуктов и услуг, начиная от оконечных устройств создания массового видеотрафика. А на массовом потребительском рынке свои законы.

Другой пример связан с блейд-серверами, когда Cisco посягнула на «комплексное решение проблемы». С одной стороны, заманчиво замахнуться на как можно большую долю пирога инфраструктуры ЦОД. Но итог может быть таким же, по крайней мере blade-серверы уже отнесены к категории второстепенных продуктов.

В данном контексте у меня, например, нет уверенности в безоблачности перспектив планшета Cisco Cius. И именно потому, что это тоже оконечное устройство, правда, на этот раз – корпоративное. Тем не менее это тоже относительно непрофильное для компании дело.

Хотя управленческий гений Чамберса, который уже 16 лет более чем успешно руководит Cisco, трудно подвергать сомнению. Примеры неудач, как с видеокамерами Flip, пока единичные.

Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»