Основным итогом развития товарного предложения в сегменте лазерных принтеров за последний год является его количественная стабилизация. Несмотря на оживление спроса в послекризисный период и возросшие объемы продаж, общее число присутствующих на рынке моделей (около 200) почти не изменилось. Это может свидетельствовать о достаточной продуктовой насыщенности рынка лазерных принтеров в основных потребительских сегментах, а причиной некоторого снижения активности производителей является смещение акцентов в их продуктовой политике в пользу многофункциональных устройств. В связи с этим возникает вопрос, насколько вероятно превращения рынка лазерных принтеров под давлением МФУ в нишевой?

Вот какие мнения по данному вопросу высказали некоторые игроки российского рынка:

Превращение рынка лазерных принтеров в нишевой в ближайшей перспективе маловероятно.

«На наш взгляд, развитие рынков лазерных МФУ и принтеров продолжается в стабильном режиме. В основном увеличиваются объемы продаж МФУ, тем не менее производители не очень снижают объемы производства лазерных принтеров. В ближайшей перспективе превращение рынка лазерных принтеров в нишевой скорее всего не произойдет. Нишевой рынок, как и всегда, будут занимать высокоскоростные устройства», — Сергей Данилов, директор ООО «РОСКО».

Доля лазерных принтеров в продажах будет медленно сокращаться.

«В настоящее время тренд налицо, но процесс замещения идет гораздо медленнее, чем это происходит в сегменте струйных устройств. Нам представляется, что доля лазерных принтеров в продажах будет медленно сокращаться, и приблизительно через 5 лет составит около 20-25% от продаж всех струйных и лазерных МФУ и принтеров.

Покупателей по-прежнему интересуют недорогие устройства, а на сегодняшний день цена лазерного принтера начального уровня составляет в среднем 2500-2900 руб., что крайне привлекательно даже для очень экономных покупателей. Лазерные принтеры имеют немало дополнительных преимуществ, например, габариты настольных аппаратов сегодня значительно уменьшились, что позволяет удобно размещать устройства на рабочем столе», — Дмитрий Сапронов, менеджер по продукции компании EuroBusiness.

Несмотря на растущую популярность МФУ, лазерные принтеры не теряют своей актуальности.

«В последние годы действительно наблюдалось увеличение спроса на лазерные МФУ. Исключение составил только кризисный 2009 г., когда большинство компаний были вынуждены сокращать расходы, и акцент сместился в сторону лазерных принтеров — менее функциональных, но более доступных по цене. Однако уже к 2010 г. возвратился докризисный тренд, и сегмент МФУ снова показал наибольший рост. Тем не менее в ближайшее время вероятность превращения рынка лазерных принтеров в нишевой маловероятна», — Марианна Именохоева, директор департамента дистрибуции малой офисной техники Xerox Россия.

МФУ преодолеют барьер в 60% от общего объема рынка лазерной печати в не раньше, чем за 3–5 лет.

«Стоимость лазерных принтеров домашнего сегмента (SOHO) неуклонно идет вниз. Здесь, как и в струйной печати, производители покрывают свои затраты на расходных материалах. Однако стоимость лазерных картриджей намного выше, что делает их более уязвимыми с точки зрения перезаправки, в результате которой производители теряют значительную часть прибыли. Таким образом, вендоры не смогут снизить цены на дешевую линейку принтеров до уровня струйных устройств. По нашим оценкам, МФУ преодолеют барьер в 60% от общего объема рынка лазерной печати в не раньше, чем за 3–5 лет, в ближайшее же время баланс между МФУ и принтерами сохраниться», — Владимир Тындик, руководитель направления продаж копировальной и печатающей техники Samsung.

Подробно о ситуации на рынке лазерных устройств печати см. в статье «Насыщенный рынок. Анализ товарного предложения на рынке лазерных принтеров», «Бестселлеры IT-рынка, № 1 2011».