В первом полугодии 2010 г. в статистике продаж российского компьютерного рынка произошло не первый сезон ожидаемое событие: мобильный сегмент сравнялся в объемных показателях с настольным. Это – безусловно, важный, но далеко не единственный тренд рынка, отмеченный экспертами ITResearch в статье, посвященной анализу структуры продаж на российском рынке компьютеров, опубликованной в «Бестселлерах IT-рынка», №4 2010. Еще целый ряд тенденций был отмечен экспертами ведущих игроков рынка.

Колебания рынка стали более резкими

«В этом году все колебания рынка, включая сезонные, из плавных стали резкими. «Высокий сезон» может неожиданно начаться и внезапно закончиться. Скачки крайне резкие, как по продажам, так и по ассортименту. Так, например, сразу после майских праздников спрос на ноутбуки с выделенной графикой упал практически до нуля, а в августе вдруг стремительно вырос. Летом спрос обычно смещается в сторону более дешевых моделей, которых на полках предостаточно, однако пока спрос на них не достиг ожидаемого уровня. Модели средней и высокой конфигураций продаются лучше, но по ценам уровней low-end и mid-range соответственно. Для октября всегда характерно некоторое затишье, но в этом году начало Q4 отмечено резким падением спроса на весь ассортимент ПК. Причина, скорее всего, в том, что «высокий сезон» еще не наступил, но некоторое оживление в рознице все же заметно», Михаил Ярошевский, руководитель департамента продаж дистрибьюторской компании MICS.

Tablet PC преобразуют рынок нетбуков

«После кризиса, с постепенным возвращением экономики в здоровое состояние, мы наблюдаем очевидный рост продаж, причем, заметно явное смещение интересов потребителей в сторону более дорогой техники (поскольку отличительной особенностью кризиса стал перекос в сторону дешевых моделей). В настоящее время потребители становятся все требовательнее к техническим характеристикам, интересуются не только ценой, но и качественным «наполнением» ноутбуков.

Также можно отметить, что набирают обороты три технологии – это tablet РС, touch-screen и 3D. Эти технологии, ранее имевшие узкое профессиональное применение, обрели новые перспективы в потребительском сегменте. Конечно, нужный темп и обороты они еще не успели набрать, но мы ждем стремительного роста. Развитие рынка tablet РС можно, видимо, объяснить и  заметную стагнацию в области нетбуков, которые раньше хорошо набирали обороты. Не исключено, что в будущем «таблетки» совсем потеснят или преобразуют рынок нетбуков», - Даниил Капцан, директор по маркетингу компании Dell в России.

Рынок открыт к появлению новых типов устройств

«Ситуация на рынке характеризуется повышением спроса на компьютерное оборудование, что связано с его переходом в стабильную фазу после экономических волнений. В сегменте ПК в плане использования комплектующих для их производства каких-либо кардинальных изменений не произошло, чего нельзя сказать о внешнем виде устройств. Сейчас наиболее популярным корпусом является форм-фактор mATX, он занимает лидирующие позиции в отчетах о продажах. При этом корпуса ATX фигурируют лишь в линейках рабочих станций и устройств с повышенной производительностью.

Логично, что на фоне этих тенденций прослеживается повышение интереса к неттопам и тонким клиентам. Также традиционно растет спрос на ноутбуки, в особенности на модели с новыми процессорами Intel семейства Core i, а также на нетбуки, созданные на платформе Intel Classmate PC. Неплохо себя зарекомендовали и моноблочные решения, так называемые AIO, с возможностью полноценного аппаратного апгрейда», Александр Савельев, менеджер отдела продуктового маркетинга компании «Аквариус».

В массовом сегменте ноутбуков почти стерлись различия между брендами

«В структуре продаж ПК доля настольных ноутбуков стремительно растет, и наблюдать за тенденциями и развитием данного сегмента весьма интересно. Другой интересный тренд – это быстрый рост сегмента ультратонких и легких ноутбуков. Вопрос в том, когда произойдет окончательный отказ от использования приводов (CD, DVD, BR).

В массовом сегменте ноутбуков почти стерлись различия между брендами, в последнее время вся уникальность сводится к отличиям в дизайне, а если и возникают какие-либо технические новшества, они практически одновременно находят свое применение у всех вендоров. Удручает тот факт, что многие продукты мало чем различаются по содержанию и сущности, борьба за выбор потребителя проводится на уровне узнаваемости брендов и креативности маркетологов.», - Сергей Данилов, директор ООО "РОСКО".

Ожидание моделей на базе новых процессоров Intel сдерживает закупки ритейлеров 

В товарной категории «Ноутбуки» четвертый квартал 2010 года не оправдал ожиданий по темпам продаж. Роста продаж по сравнению с предыдущими периодами не произошло, их объемы остались примерно на уровне предыдущего квартала. При этом заметна тенденция к снижению цен на ноутбуки в результате затоваривания складов дистрибьюторов. Основную массу продаж составляют недорогие модели ноутбуков. Сдерживающее влияние на закупки ритейлеров в 4 квартале 2010 оказало также ожидание выхода моделей на базе новых процессоров Intel в начале 2011 года. Бурный рост, наблюдавшийся в разгар кризиса сегмента нетбуков сейчас постепенно сходит «на нет». Эта товарная категория стабилизировалась. Сформировались такие продуктовые категории как «планшетные ПК» и «Моноблоки». Это уже не робкие «пробы пера» производителей, а вполне востребованные продукты, имеющие совершенно определенную (пусть и небольшую по сравнению с ноутбуками) долю рынка. - Лина Ченцова, продакт-менеджер Группы компаний БТК по категории «Ноутбуки».

Подробнее о структуре продаж на российском рынке компьютеров см. статью «Мобильный сегмент сравнялся с настольным», «Бестселлеры IT-рынка», №4 2010.