Когда в редакцию поступил пресс-релиз от компании МТС, гласивший, что компания представила первый на рынке брендированный планшетный компьютер от оператора связи , у нас возникло легкое недоумение, поскольку им оказался планшет компании Huawei, причем под ее же брендом. Более того, компания МТС честно объявила, что у нее уже есть в предложении розницы планшеты двух других компаний. Почему же именно последний был назван брендированным? Мы его назвали «полубрендированным», ибо брендированные там только приложения от МТС.

Ответ появился уже на следующий день, когда свой релиз обнародовал другой оператор – «Билайн», который заявил о выпуске на рынок целой линейки брендированных устройств, предназначенных для доступа к различным телекоммуникационным услугам. И среди них – планшетный компьютер «Билайн» М2. Здесь, правда, все четко: и телефон, и смартфон, и планшет поставляются под маркой «Билайн». Но было поздно, статус первопроходца застолбил  МТС.

Символическое первенство, о котором объявил МТС, можно рассматривать, конечно, как некий курьез, потому что не понятно, что это дает компании. А вот повышенное внимание операторов к брендированным устройствам представляет определенный интерес.

МТС начал первым, его брендированные телефоны появились уже довольно давно  , и компания придает им большое значение. По крайней мере, учитывает в явном виде в анализе своих продаж, где они уже в 2009г. занимали видимую долю (например, модель МТС 236). 

Модель бизнеса, основанная на использовании private label, известна. В случае с телефонами, она способна принести оператору дополнительные деньги. Ибо для определенного класса потребителей важна услуга (мобильная связь), а не сам телефон. Таких немало, отсюда возможность объемных заказов у OEM-партнера и, соответственно, хорошие цены. Почему этой схемой пользовался только МТС не очень понятно, но тем не менее.

Теперь появился новый рынок, вполне подходящий для данной бизнес-модели. Речь идет об услугах мобильного интернета и планшетных компьютерах. Обе компоненты если не созрели до конца, то стали заметно привлекательнее для массового потребителя. С точки зрения мобильного интернета мы видим явный бум в развертывании сетей 3G    в последнее время. С другой стороны мы видим вполне обоснованные претензии планшетов на роль массового интернет-устройства. Некоторое время тому назад на эту роль претендовали нетбуки. Но  возможности операторов по предоставлению скоростного мобильного интернета были тогда значительно слабее, потому и нетбуки превратились из потенциальных интернет-устройств в мини-ноутбуки. Хотя и по конструктиву они не вполне адекватно подходили на эту роль.

Теперь назревает та же ситуация, что и с мобильными телефонами. Формируется массовая аудитория пользователей мобильного интернета, для которых важен сам сервис, а устройство (планшет) вторично. Вот и надо сделать его недорогим, массовым, и своим, т.е. брендированным.

Что операторы и делают. И стать тут первым на день и даже на месяц и более не столь важно. Разве что пиар МТС в очередной раз оказался расторопней.

P.S. Когда материал уже готовился к выкладке в интернет, пришла еще одна новость от «Билайн»: компания объявила под своим брендом 3G Wi-Fi роутер . И теперь может еще более расширить спектр предлагаемых услуг мобильного интернета, полностью на базе своих устройств и тарифных планов. Это уже совершенно четкая стратегия.

Юрий Бонкарев, «Бестселлеры ИТ- рынка»