Во второй половине сентября мое внимание привлекли две инициативы компании «Связной». Они интересны тем, что апеллируют к уже подзабытым сейчас, но весьма популярным в прошлом привычкам граждан из СССР.

В середине месяца ГК «Связной» объявила о запуске пилотного проекта по утилизации старых мобильных телефонов и аккумуляторов. По замыслу его авторов граждане должны придти, а большинство — приехать, в определенную точку в Москве и опустить в специальную урну свой старый мобильник.

При этом сама компания приводит в пресс-релизе такие интересные статистические данные: «... сегодня в мире в утиль попадает лишь малая часть отслужившей свой век сотовой техники. По результатам исследований компании Nokia, проведенного в 13 странах мира, только 3 % респондентов отправляли ненужные мобильные телефоны в утиль, 4 % опрошенных выбрасывали старые телефоны, 15 % ― отдавали родственникам, 16 % ― продавали, а большинство ― 44 % ― просто хранили их дома. 74 % людей, принимавших участие в исследовании, заявили, что они никогда не думали об утилизации телефона, однако 72 % осознавали значимость этого процесса. По подсчетам ученых на свалки ежегодно попадает порядка 100 миллионов мобильных устройств».

Можно предположить, что для нашей страны даже 3% окажется совершенно недостижимым показателем. Хотя, если вспомнить, как активно в СССР работали пункты по приему стеклотары и макулатуры, то можно предположить, что это пессимистичная оценка.

Но есть одна разница, в те времена люди поощрялись за такие действия либо деньгами, либо талонами на дефицитные товары. В результате занимались сдачей ненужных вещей отнюдь не только люди без определенного места жительства.

Думается, что при такой схеме и проблема утилизации мобильников имеет шансы на решение. Тем более, что по данным того же релиза от 65 до 80 % материалов в телефоне может быть переработано (и среди них, заметим, есть даже позолоченые элементы). А так инициатива «Связного» заслуживает скорее всего лишь галочки в плане мероприятий по повышению социальной ответственности бизнеса и пропаганде зеленых технологий.

Второй проект называется «ГК „Связной“ предлагает товары напрокат». Компания тестирует (пока только в ЮФО) новый сервис в своих центрах мобильной связи. В прокат можно взять любой уцененный товар: ноутбук, нетбук, модем, GSM-телефон, фотоаппарат, видеокамеру, диктофон.

Это уже ближе к практической задаче, очень понятно и знакомо по памяти людям среднего и старшего возраста (для которых, правда, данный ассортимент не очень актуален). Возможно, найдет интерес и у молодежи, особенно с учетом ужесточения требований по кредитам. Вот только арендная ставка, которая зависит от стоимости устройства и составляет примерно 1,5 — 2% в день, великовата. Даже по сравнению с арендой авто. Для тех, кто помнит советские пункты проката, она просто непонимабельна. Это, наверное, для тех молодых людей, у кого ну совершенно деньги в кармане не задерживаются.

Несмотря на скептический и несколько саркастический тон заметки, и сомнения автора в успехе обоих начинаний, нельзя не отдать должного креативу людей, занимающихся развитием бизнеса в «Связном». А проекты можно и подработать. Если они, конечно, не для пиара задуманы, что тоже не бесполезно для компании.

Андрей Березин, «Бестселлеры IT-рынка»