Май, а точнее его невразумительные итоги на рынке мониторов, в очередной раз подтвердил тезис о повышенной волатильности российского ИТ-рынка, и в частности рынка мониторов (но во многом эту картину можно распространить и на другие сегменты ИТ-рынка). Рынок чрезвычайно подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, реагируя на них слишком резко. Это касается как малообоснованного оптимизма и роста во второй половине прошлого года, так и, казалось бы, не слишком логичного сильного падения, наблюдающегося сейчас.

Последнее время наблюдается очень сильная корреляция между фондовым рынком и настроениями заказчиков. Все, наверное, в курсе, что творилось последнее время на фондовых рынках. Соответственно, очень многие корпоративные заказчики, еще не забывшие недавнее прошлое, предпочли на всякий случай сбавить обороты и сократить закупки всего, что не является крайне необходимым в данный момент. При этом у розницы традиционный сезонный провал, и она не могла поддержать рынок.

Рынок мониторов в России остается слабым, поскольку мы не видим расширения первичного спроса и подавляющая часть продаж является вторичными (на замену). В данной ситуации, когда падает спрос (пусть даже не очень сильно) и начинает «пробуксовывать» сбыт, начинают нервничать уже продавцы: от дилеров до дистрибьюторов.

Совсем недавно все радостно брали мониторы на склады, а тут резко, так же уверенно и дружно, начинают сокращать закупки. Как следствие, начинают нервничать уже вендоры, и приступают к различным, зачастую неоптимальным и нелогичным схемам «вливания» товара, требуя от дистрибуторов разгружать склады, что сейчас крайне затруднительно. Дистрибьюторы бросаются «сливать» товар (о чем свидетельствует резко снизившаяся средняя стоимость монитора), но это не приводит с желаемым результатам... И т.д. В общем, находящаяся в неустойчивом состоянии система, от относительно незначительного внешнего фактора начинает идти вразнос.

Еще один, крайне значительный фактор, неблагоприятно подействовавший на вендоров, это резкое удорожание доллара. В очередной раз на «входе» продукция оказалась дороже, чем ее реальная текущая отпускная (со склада дистрибутора) цена, в связи с чем никто из дистрибьюторов не горел желанием закупать еще. В этой ситуации в наиболее выигрышной ситуации оказались LG и Samsung, у которых мониторы имеют рублевый ценник.

Резюме: в апреле, а затем и (и в особенности) в мае на рынке мониторов (и не только) произошел локальный кризис, связанный в первую очередь с дисбалансами спроса и предложения. Но по большому счету, ничего катастрофичного (в макроэкономическом смысле) не произошло, и в целом проседание рынка можно трактовать как коррекцию. Прошлогодние и позапрошлогодние испуги долго еще будут мешать заказчикам и поставщикам, но нужно уметь торговать в такое нервное время.

Мы считаем, что если сейчас в мировой экономике неблагоприятные факторы не получат своего развития, то в самое ближайшее время, в пределах нескольких недель нам следует ожидать достаточно сильной активизации на рынке мониторов, связанной как с коррекцией к падению, так и окончанием традиционно провального второго квартала, а также с началом сезона BTS. Отскок рынка, при этом вряд ли будет столь резким, как в прошлом году, но все же будет довольно значительным.

Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch